Литературный выпуск №4

Дорогой друг, мы рады приветствовать тебя на странице нашего четвертого литературного выпуска, посвященного неделе русского языка и литературы.

Для начала хотим напомнить тебе о двух первых страничках, если ты их еще не видел.

Литературный выпуск № 1

Литературный выпуск № 2

Литературный выпуск № 3

Викторины. в которых ты можешь участвовать.

1. "Волшебник Изумрудного города" (4-5 классы)

2. "Алиса в Стране Чудес" (5-6 классы)

3. Филворд "Древняя Греция" (для всех, кто увлекается античной историей и мифологией)

Перейдите по ссылке, вбейте в поле регистрации фамилию, имя, класс.

Здесь вы увидите картинки-подсказки. В поле филворда найдите ответ, проведите по слову мышью, в случае правильного ответа слово выделится. Слова располагаются по горизонтали, вертикали, могут образовывать зигзаги и прямоугольники, но диагонали слов нет.

1. Здание.

2. Скульптор

3. Греческое имя бога

4. Гора, где жили боги

5. Царевна, похищенная Зевсом. В честь нее назван континент.

6. Гора, где жили музы. "Дача" Аполлона.

7. Другое имя бога подземного царства - Того-кого-нельзя-называть.

8. Греческое имя бога виноделия

9. Возлюбленная Зевса, мать Елены Троянской.

10. Единственный человек, слышавший пенье сирен и оставшийся живым.

11. Римское имя бога

12. "Милый" песик

 

А это новая викторина "Сказочная страна" Удачи в прохождении!

 

Михаил Васильевич Исаковский

«Мало сочинить песню. Нужно так ее сочинить, чтобы она жила долго, и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе. Песни Исаковского были до сих пор более знамениты, чем его имя. Это и не удивительно. Песню о комсомольцах, уходивших на войну, «Катюшу», «Гармонь — золотые планки» народ воспринимает, как что-то, созданное им самим. А такая оценка высшая награда за труд художника». (С.Я. Маршак) 

В январе  исполнилось 124 года  со дня рождения Михаила Васильевича Исаковского,  замечательного поэта-песенника, значительная часть творческого наследия которого навсегда вошла в сокровищницу поэтического искусства нашей страны. Поэтическое наследие Михаила Исаковского в своем объеме не очень велико: им написано всего около двух с половиной сотен стихотворений. Но число стихотворений Исаковского, которые стали песнями,  впечатляет: их свыше ста. Такого не знала история не только русской, но и мировой литературы. Многие его песни и в наши дни воспринимаются, как народные. «Одинокая гармонь», «Услышь меня, хорошая», «Лучше нету того цвету», «Огонек» – эти песни на стихи Исаковского поют уже более 80 лет. А есть ещё: «Дан приказ: ему – на запад»,  «Каким ты был, таким остался…», «Ой, цветет калина…», «С берез, неслышен, невесом…», «Летят перелетные птицы…», «Враги сожгли родную хату…»  и многие другие.      

В биографии Михаила Исаковского не было атак и окопов. Полуслепой сын крестьянина, на всех фото запечатленный в очках, был белобилетником. Вместо литератора сражались его стихи, ставшие песнями. «Катюши» били по врагам реактивными снарядами, а бойцы, как заклинание, повторяли строки поэта: «Все, что было загадано, все исполнится в срок».

Благодаря занятию Василия Назаровича маленький Миша имел доступ к газетам, журналам и книгам и при небольшой помощи отца научился читать и писать. Грамотного вундеркинда соседи сделали писарем. Михаил не просто записывал нехитрые мысли односельчан, но старался делать это красиво и душевно, так шлифовалось литературное мастерство будущего поэта. Соседи часто просили мальчика написать за них письма. Поэт вспоминал: «Сидишь, бывало, где-нибудь в полутёмной клети и пишешь, примостясь на сундуке, а рядом женщина – грустная и молчаливая. И с такой надеждой смотрит она на бегающее по бумаге перо, как будто и впрямь моя слабая рука может снять с её плеч всю тяжесть обид и горя. Начнёшь читать написанное, а она – в слёзы».

Осенью 1910 года в соседнем с родным для Миши селом Глотовка открылась земская школа, куда мальчика приняли сразу в 2-й класс. Большую роль в образовании Исаковского сыграли учительница Екатерина Сергеевна Гаранская, разглядевшая литературные способности крестьянского сына и подготовившая его к поступлению в 4-й класс частной гимназии в Смоленске, и член городской управы Михаил Погодин, выхлопотавший для подростка стипендию и показавший его окулистам.

Закончить образование не удалось: наступил 1917 год. Михаил начал работать: сначала учителем в родной сельской школе, затем секретарём волостного исполкома. В марте 1918-го отправился с обозом на юг страны за хлебом для голодающих крестьян смоленщины, но на обратном пути недалеко от Новочеркасска был задержан бело-казачьим патрулем, отправлен в тюрьму и приговорен  к расстрелу. К счастью, в город вошли красные войска, и ситуация завершилась благополучно.

Целых десять лет молодой коммунист Михаил Исаковский  работал в смоленской газете «Рабочий путь», начал регулярно публиковать свои стихи.  В 1931 году переехал в Москву, где его творчество приобрело уже  всенародную известность – в городах и селах поют песни  «Дан приказ: ему на запад…» о молодых участниках Гражданской войны.

Почему-то многие думают, что «Катюша» была написана Исаковским во время Великой Отечественной, но родилась песня раньше, в 1938 году, и состояла сперва всего из восьми строчек – что делать дальше с Катюшей, которая «вышла на берег крутой», поэт не знал. Несколько месяцев спустя  он познакомился с композитором Матвеем Блантером, который попросил у него хорошие стихи для будущей песни. Стихи были дописаны: в судьбе девушки появился  боец-пограничник, которого она любит и ждет.  

Во время войны «Катюшу»  называли боевым оружием, даже легенду Великой Отечественной – реактивный гвардейский миномет  БМ-13 окрестили в  честь песни, так как впервые залп по врагу из БМ-13 батарея капитана Флёрова сделала на крутом берегу реки, совсем как в стихах Михаила Исаковского.

Из-за болезни глаз сам поэт пойти на фронт не мог, страшно переживая по этому поводу .

Находясь в эвакуации, поэт написал свои самые лучшие песни  «В лесу прифронтовом», «Ой, туманы мои, растуманы», «На позиции девушка провожала бойца» («Огонек»), «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету», за создание которых  Исаковский  получил Сталинскую премию.

Большинство композиций на стихи уроженца Глотовки написаны Матвеем Блантером. К их числу относится и самая трагическая советская песня о войне и ее последствиях «Враги сожгли родную хату». В основе стихотворения Михаила Васильевича — биография старшего брата поэта Нила. Вернувшийся с фронта солдат увидел не дом и жену, а пепелище и могильный камень.

В конце жизни Исаковский сосредоточился на переводах, благодаря которым русскоязычные читатели познакомились с произведениями не только белорусских и украинских, но и венгерских и итальянских авторов. Михаил Васильевич практически ничего не видел и рождавшиеся строки записывал привезенными из ГДР толстыми фломастерами. Летом 1971 года с тяжелейшим инфарктом Исаковский попал в ту же больницу, в которой лежал Твардовский. Из-за плохого самочувствия друзья не встретились. После смерти Александра Трифоновича Михаилом Васильевичем овладела депрессия. Через полтора года после кончины младшего друга, в июле 1973-го, ушел из жизни и Исаковский. Могила автора строк «А коль придется в землю лечь, так это ж только раз» находится на Новодевичьем кладбище Москвы. Имя поэта носят улицы в Смоленске и подмосковном Строгино, а также переулок в Донецке. Песни на слова уроженца Глотовки продолжают звучать по радио и телевидению, а в Смоленской области, в Доме культуры, на строительство которого Исаковский в 1943 году направил Государственную премию, работает музей песни «Катюша».

 

8 января исполнялось 200 лет со дня рождения выдающегося английского писателя, мастера детективного и приключенческого жанра, Уилки Коллинза.

Будущий писатель родился в семье художника, и его младший брат тоже стал художником. Уилки - так звали его дядю, тоже художника. Будущего писателя же звали Уильям. Он сам неплохо рисовал, но его влекла литература. Отец в семье был большим авторитетом и хотел, чтобы его старший сын выбрал себе какую-то более "реальную" и доходную профессию, раз уж ему не суждено стать художником. Несмотря на то, что Уильям послушался отца и стал юристом, он все таки мягко продолжал гнуть свою линию и заниматься творчеством. Когда его отец умер, Уильям написал его биографию.

Свое среднее имя он выбрал в качестве писательского и именно под ним его узнал весь мир. Оба брата хорошо знали французский и итальянский языки, да и в произведениях Уилки иногда в качестве места действия выступает какой-нибудь итальянский город. Знание английских законов помогало ему в написании детективных романов. Особенно популярными стали два - "Лунный камень" и "Женщина в белом". Он придумал для своих произведений интересный прием - таинственную историю преступления по очереди рассказывают все вовлеченные в события персонажи. У каждого из них свой характер, своя манера вести повествование, свой взгляд на события. Это только подогревает интерес читателя к интриге.

В основе романа "Лунный камень" лежит похищение редкого драгоценного камня, что стало причиной раздоров между членами одной семьи и ссоры двух влюбленных.Читатели викторианской Англии очень любили таинственные истории. и Коллинз щедро снабжает свои романы всякими мистическими намеками, хотя, конечно, как и полагается в детективе, причиной преступления становятся обычные людские алчность и подлость.

Несомненно, Колинз в своих романах сочувствует бесправным и неимущим. Это обеспечило его книгам отличную судьбу в Советском Союзе, как и романам его закадычного друга - великого английского романиста Чарльза Диккенса. Благодаря дружбе с Коллинзом, Диккенс тоже стал "баловаться" детективами, последний из которых, "Тайна Эдвина Друда" остался незаконченным и вызывает споры исследователей до сих пор.

Но вернемся к Коллинзу. Его лучшим романом считается "Женщина в белом". В нем автор обрушивается с критикой на бесправное положение женщин в то время.

Конечно, романы Коллинза заканчиваются хорошо - такова была традиция викторианского времени. Зло обязательно бывает наказано - и чаще высшим судом, чем реальным арестом и приговором, главные герои обретают счастье. Первое чтение романов Коллинза чрезвычайно увлекательно, он мастерски держит интригу. Его книги, конечно, неоднократно экранизировались, но этот тот случай, когда кино не может заменить чтение, ведь оно не может передать все особенности персонажей, их "фишки", личный взгляд на события.

Мы очень рекомендуем учащимся восьмого класса и выше познакомиться с романами этого замечательного писателя, погрузиться в мир интриг, тайн и расследований и переживаний за героев.