- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления организацией
- Документы
- Образование
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Платные образовательные услуги
- Вакантные места для приема (перевода)
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Образовательные стандарты и требования
- О школе
- Информация
- Контакты
- Версия для слабовидящих
№ 2
Литературная страничка (для начальной школы)
31 октября исполняется 120 лет со дня рождения русского советского писателя Евгения Андреевича Пермяка.
Евгений Пермяк родился 31 октября 1902 года в посёлке Воткинский завод на Урале. Здесь, в краю народных мастеров, удивительной природы, выразительного народного языка прошло детство и юность будущего писателя.
Начальное образование Пермяк получил в церковно-приходской школе, поступил в гимназию. После Октябрьской революции гимназия стала школой второй ступени, где обязательным было производственное обучение. Юноша сумел освоить пять ремёсел, стал на все руки мастером — мог тачать сапоги, работать по дереву, выковать нож, выточить деталь, переплести книгу.
Во время гражданской войны, в трудные голодные дни становления молодой Советской Республики семнадцатилетний парень оказался на продовольственном фронте в бескрайних Кулундинских степях. За два года жизни в сибирской деревне он научился пахать и сеять, убирать урожай, косить траву, молоть хлеб на ветряной мельнице.
В 1926 году Евгений Пермяк стал одним из инициаторов создания методического журнала для театральных агитационных коллективов Урала. Журнал под названием «Живая Театрализованная газета» выходил два раза в месяц и публиковал рекомендации и сценарии выступлений для коллективов «живых газет». Репертуар в значительной степени создавал сам Пермяк и другие члены редколлегии. В 1932 году Евгений Пермяк решил стать на путь профессионального литератора, переехал в Москву, продолжил писать пьесы. С началом войны Евгения Андреевича, как и многих других советских писателей, эвакуировали в Свердловск, где он прожил все военные годы. Пермяк активно сотрудничает с Совинформбюро, публикуется в газетах Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска, выступает на заводах. В то время местной писательской организацией руководил П. Бажов, с которым Пермяк дружил ещё со времён «живых газет». Пермяк написал пьесы для детского театра на основе некоторых сказов Бажова. С книгой «Кем быть?», вышедшей в 1946 году, начался новый этап в творчестве Евгения Пермяка — он приходит в детскую литературу. Евгения Пермяка по праву можно считать одним из создателей современной литературной сказки для детей. В 1954 году в журнале «Огонёк» появились три коротенькие сказки, затем их стали печатать журналы: «Мурзилка», «Смена», «Юный техник», «Работница». В 1956 году был опубликован первый сборник сказок — «Счастливый гвоздь», а затем «Дедушкина копилка», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Замок без ключа» и, наконец, итоговые книги — «Памятные узелки», «Рассказы и сказки». Также Евгений Пермяк является автором рассказов для дошкольников и младших школьников. Первый опыт — книга «Торопливый ножик», вышедшая в 1957 году, имела успех у читателей. Через год был издан сборник рассказов «Тонкая струна», богатый тонкими наблюдениями, чувствами и раздумьями.
ДВОЙКА
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. За что ей дали такую кличку, никто не знал.
Но малыши всё равно обижали её.
— Ax ты, негодная Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!..
В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила.
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала:
— Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят.
Малыши смолкли. Задумались над этими словами. А потом приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала:
— Ребята, разве дело в имени?..
ЗНАКОМЫЕ СЛЕДЫ
Никишин дедушка был садоводом в колхозе. А в свободное время любил на охоту ходить. Хорошим он был охотником. Все тайны лесные знал.
Как-то показывал он своему внуку следы в лесу. Показывал да приговаривал:
— Век живи, век учись и во всё вникай. Никакое знание человеку во вред не бывает.
А Никиша слушал да думал про себя: «Все старики любят ребят поучать. Ну зачем мне звериные следы знать, когда я машинистом стать собираюсь. Электрические поезда водить».О поездах только и думал Никиша. Каждый болтик, каждую мелочь на электровозе разглядывал. Ребята тоже бегали вместе с ним на поезда смотреть.
Довелось как-то им возвращаться со станции в своё село прямой дорогой через лес. Ближе и веселее.
Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов. Какой след чей, ребята не знают, а бегают по ним: вдруг да лисицу увидят или дикого козлика. С зайцем и то неплохо встретиться.Бегали так они, бегали по следам — и заблудились. Испугались ребята. Кое-кто даже слезу пустил.
— Это твоя затея, Никишка… Как мы теперь выберемся, когда все тропинки снегом засыпало?
Молчит Никита, не оправдывается. Думает, как ребят на дорогу вывести. Кричать стал. Да кто услышит его в глухом зимнем безлюдном лесу.
И вдруг Никита увидел знакомые следы. Изо всех следов, которые ему дед показывал, он только эти запомнил.
— Ура, ребята! — крикнул Никита. — Идите за мной. Я вас к жилью выведу.
Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью. К лесниковой сторожке. А от сторожки до села наезженная дорога. И ночью не заблудишься.
— По каким же таким следам ты нас вывел? — спросили ребята Никиту.
— По собачьим, — ответил он. — Собачьи следы всегда к жилью выводят. Потому что сколько ни бегает собака по лесу — обязательно домой прибежит. Так дедушка меня учил.
Домой Никита пришёл усталый, но счастливый. Улучив минутку, он обнял дедушку и принялся что-то шептать ему на ухо.
Наверное, спасибо говорил милому дедушке.
ПИЧУГИН МОСТ
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сема Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу.
Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.
Решил Сема приладить перильца из жердей.
Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали его называть Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.
Вот оно как в жизни случается.
Музыкальная страничка (для среднего звена)
Наверное, многие из вас знают, что такое опера - это такой музыкально-драматический спектакль, где все поют. И даже когда герои общаются между собой, все равно поют. Да и сюжеты опер, по большей части, трагические.
Но есть и веселый музыкально-драматический жанр - оперетта. Сюжеты оперетт, как правило, заканчиваются хорошо, хотя героев по ходу действия и ждут разные неприятности. Оперетта - это комедия, где актеры и произносят текст, и поют во вставных ариях или дуэтах. Появившись в 19 веке, оперетта сразу стала популярной. Оперетты писал и Иоганн Штраус, и Жак Оффенбах.
В 20-м же веке королем оперетты стал Имре Кальман, 140 лет со дня рождения которого отмечали 24 октября.
Имре Кальман родился в Австро-Венгерской империи. Он учился в Будапеште, рано начал писать музыку. Его симфонические произведения не снискали успеха, зато композитор нашел себя в жанре оперетты. И в конце двадцатых, начале тридцатых годов в Вене не было человека, который не напевал бы мелодии Кальмана.Его называли "Королев оперетты".Самые популярные его произведения - это "Цыган премьер" (1912), "Королева чардаша" (известна под названием "Сильва", 1915), "Баядера" (1921), "Графиня Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926), "Фиалка Монмартра" (1930). Большинство оперетт Кальмана связано с национальной венгерской песенно танцевальной мелодикой. Как правило, главный герой или героиня оперетт Кальмана противостоит обществу богачей-аристократов, борется за свое счастье и отстаивает право на уважение, поэтому оперетты Кальмана любили не только в Европе, но и в СССР.
После того, как Австрия была захвачена нацистской Германией, композитору сразу напомнили, что он не просто венгр, а венгерский еврей. Кальман вынужден был эмигрировать в США. Кстати, последняя жена композитора была русской, а сам композитор говорил, что стать композитором его вдохновила музыка Чайковского.
В Советском Союзе музыка Кальмана пользовалась особой популярностью. Она морально поддерживала людей в тяжёлые времена Великой Отечественной Войны. Люди в блокадном Ленинграде, потерявшие близких и опухшие от голода, шли в театр, чтобы послушать оперетты великого венгерского композитора. А актёры, игравшие в спектаклях, совершая свой личный подвиг, дарили людям сказку, где царила музыка, веселье и обязательно был счастливый конец. Во время войны задача советского кинематографа заключалась в том, чтобы выпускать киноленты, которые поддерживали моральный дух не только защитников Родины, но и тех, кто своим героическим трудом помогал им в тылу, одним из таких фильмов являлась «Сильва», снятая в 1944 году. Затем уже в мирное время были сняты «Мистер Икс» (1958), «Под крышами Монмартра» (1975), ещё раз «Сильва» (1981), «Принцесса цирка» (1982) и «Марица» (1985). Кроме оперетт И. Кальмана у советских телезрителей большим успехом пользовался фильм «Загадка Кальмана», снятый венгерскими кинематографистами по сценарию советского писателя Ю. Нагибина о жизни и творчестве великого венгерского композитора.
Живя в Америке, Имре постоянно следил, за событиями, происходящими в Европе, тем более в его любимой Венгрии. Когда он узнал о гибели в концлагере обеих своих сестёр, с ним случился инфаркт, а зимой 1948 года, немного отойдя от болезни, Кальман принял решение вернуться в Европу. По настоянию жены семья поселилась в Париже, так как там обитала большая русская диаспора. Первым делом в 1949 году Имре побывал в Вене, где посетил могилу Ф. Легара, а через некоторое время, вернувшись в Париж, он перенёс инсульт, а затем ещё один инфаркт. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья, Кальман продолжал работать и заключительную ноту в своей последней оперетте «Аризонская леди» написал за день до своей смерти - 30 октября 1953 года.
Одной из самых популярный оперетт Кальмана у нас в стране является оперетта "Принцесса цирка", по мотивам которой был снят фильм "Мистер Икс". Главную роль там исполнил и спел выдающийся советский певец Георг Отс. Его исполнение арии Мистера Икс считается лучшим.
В опереттах обычно зрители следят за двумя влюбленными парами. Первая, главная, переживает драматические моменты, расстается, страдает, а вторая - комическая. У этих молодых людей все складывается хорошо с самого начала. Хотя некоторые препятствия для счастья и есть, парень и девушка преодолевают их будто шутя.
Венгерские напевы звучат во многих опереттах Кальмана. Особенно хороши они в "Марице". И если Штраус был королем вальса, то Кальман - королем чардаша.
Евгения Каменева "Какого цвета радуга"
Витраж (с некоторыми изменениями и добавлениями)
Посмотрите: перед вами легендарный рыцарь Роланд, изображенный перед гибелью. Слева он пытается сломать свой меч, чтобы тот не достался врагу, а справа рыцарь трубит в рог, призывая на помощь короля. Это картина, но особенная. Она не написана красками, а составлена из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой узкими свинцовыми полосками. Картина украшает одно из окон старинного собора во французском городе Шартре.
Такие картины называются «витражами». «Vitre» — по-французски «оконное стекло». Отсюда и витраж.
Витраж — старинный вид искусства. Никто точно не знает, когда оно возникло. Но больше всего это искусство было известно в средние века.
Почти все средневековые соборы славятся своими витражами. Когда сквозь высокие проемы окон падают лучи солнца, окна как будто зажигаются. Яркие, цветные стекла начинают светиться, как драгоценные камни.
Оказалось, что цветное стекло подошло и к современным домам, простым, полным света и воздуха.
В конце 19 и начале 20 века в искусстве воцарился стиль модерн, и витраж вновь стал популярен в архитектуре. Только теперь им украшали окна домов.
Луис Комфорт Тиффани стал настоящим покорителем стекла и основал в США фирму, которая существует и по сей день. Он оформлял витражами не только интерьеры зданий. Очень знамениты настольные лампы Тиффани.
Тренировка внимательности и логики (для среднего звена)
Ответ загадки прошлого номера. Людовик был уверен, то больной вставал с постели, потому что на первых картинках вилка настольной лампы выдернута из розетки, а на последних - вставлена.
А сегодня мы познакомимся с вами со знаменитым инспектором Варнике.
Он появился на страницах немецкого журнала "Ойленшпигель" благодаря творчеству художника Гарри Паршау. А на русском языке эти загадочные истории, которые с блеском раскрывал этот детектив, публиковались в журнале "Наука и жизнь" в 60-х годах прошлого века. Они учили читателей не только правильно мыслить и рассуждать, но и развивали у них наблюдательность и внимательность. И до сих пор эти истории не потеряли своей актуальности и привлекают к себе большой интерес любителей подобных задач.
Инспектор Варнике прославился тем, что он в мгновение ока распутывал самые сложные и запутанные преступления. Его острому уму, проницательности и памяти можно только позавидовать.
Очень часто, если не сказать в большинстве случаев, разгадка кроется в картинке, поясняющей действие описанное в тексте.
Взбудораженный зоопарк
Приближалось время закрытия зоопарка. Последние запоздалые посетители уже начали постепенно направляться к выходу, как вдруг раздался возмущенный крик. У одной посетительницы зоопарка, дамы средних лет, исчезла элегантная сумочка. Она даже успела увидеть спину убегающего посетителя. Тотчас же за ним бросился инспектор Варнике, которому так никогда и не удается провести спокойно хотя бы несколько часов. К нему присоединился один из посетителей, заявивший, что знает здесь все ходы и выходы. Вдвоем они обежали весь парк. Преступника нигде не было. Выйти с территории парка он не мог: открытыми оставались лишь центральные ворота, а за ними по распоряжению инспектора было установлено самое тщательное наблюдение.
У Варнике уже мелькнула мысль, а не водит ли его за нос помощник. Может быть, он сообщник похитителя и сейчас старается запутать следы? Но тут же эта мысль оставила инспектора, ибо одно обстоятельство, которое внезапно привлекло его внимание, позволило ему обнаружить негодяя.
Чем выдал себя преступник?