- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления организацией
- Документы
- Образование
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Платные образовательные услуги
- Вакантные места для приема (перевода)
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Образовательные стандарты и требования
- О школе
- Информация
- Контакты
- Версия для слабовидящих
Тематическое планирование 7-11 класс
Body:
7 класс (35ч) |
||
---|---|---|
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Дополнения по курсу "Кибербезопасность" |
Аппаратные и программные средства ИКТ – 11 часов |
||
История развития вычислительной техники. ТБ в кабинете ВТ. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Вычисления в доэлектронную эпоху. Аналитическая машина Бэббиджа. Поколения ЭВМ. |
Как развивались вирусы (15 мин) |
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры. Урок применения знаний и умений |
Клавиатурный тренажер. Текстовый редактор. Клавиатура. |
|
Основные компоненты компьютера и их функции. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Процессор. Устройства ввода/вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. |
Могут ли вирусы воздействовать на аппаратуру ПК (15 мин) |
Условия безопасной эксплуатации компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. |
Данные. Программы. Обработка данных по программе. Файл, имя файла. Файловая система. |
Защита файлов. Права пользователей (15 мин) |
Работа с файлами с использование файлового менеджера. |
Файловый менеджер. Основные операции с файлами (создание, перемещение, копирование, удаление). |
Как вирусы воздействуют на файлы (15 мин) |
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение. Операционные системы. |
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Загрузка компьютера. |
Защита при загрузке и выключении компьютера (15 мин) |
Форматирование, проверка и дефрагментация системы. Урок применения знаний и умений |
Форматирование дисков. Фрагментация и дефрагментация дисков. Проверка системы. |
Проверка на наличие вирусов. Сканеры и др. (15 мин) |
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс |
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню) |
Может ли вирус воздействовать на рабочий стол (15 мин) |
Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши. Установка даты и времени. |
Разрешающая способность экрана монитора, мыши. |
Воздействие на зрение ЭЛТ, жидкокристаллических, светодиодных, монохромных мониторов (15 мин) |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. |
Источники заражения ПК. Источники вирусов в Интернете (15 мин) |
Защита от вирусов: обнаружение и лечение. Контрольная работа по теме: «Компьютер и программное обеспечение» |
Защита от вирусов. |
Методы защиты от вирусов. Как распознаются вирусы (15 мин) |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов |
||
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять) Урок ознакомл. с нов. материалом |
Растровая графика. Пиксель. Растр. Кодировка цвета. Видеопамять. Векторная графика. |
|
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. |
Растровый редактор Paint. Создание и редактирование растровых графических изображений. |
|
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. |
Растровые и векторные графические редакторы. Интерфейс графического редактора. Форматы графических файлов. |
Источники данных в Интернете: почта, сервисы обмена файлами и др. Хранение данных в Интернете (15 мин) |
Ввод дополнительных цветов в палитру. Сохранение изображения. |
Палитра. Замена цветов в растровых изображениях. Инструмент Пипетка. |
Безопасность при скачивании файлов (15 мин) |
Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков и изображений. |
Интерфейс графического редактора. Инструменты рисования и графические примитивы. |
Разрешается ли скачивать фильмы и музыку из Интернета? Что такое авторское право (15 мин) |
Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. |
Слои объектов. Группировка объектов. Векторный редактор, встроенный в текстовый редактор Word. |
Безопасность при просмотре фильмов онлайн (15 мин) |
Рисование и создание трехмерных объектов в редакторе OpenOffice Draw. |
Трехмерная графика. Создание трехмерных объектов. |
Защита программ и данных от несанкционированного копирования. Организационные, юридические, программные и программно-аппаратные меры защиты (15 мин) |
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Понятие мультимедиа. Компьютерная презентация. Дизайн презентации. Макеты слайдов. |
Защита программ и данных с помощью паролей, программных и электронных ключей, серийных номеров, переноса в онлайн и т.п. Неперемещаемые программы. (15 мин) |
Создание анимации, встроенной в презентацию. |
Анимация. Смена слайдов. Появление объектов на слайдах. |
Защита файлов и архивов от несанкционированного просмотра и распространения (15 мин) |
Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах. |
Мультимедийные эффекты в презентациях. |
Защита компьютерных игр (читы, пиратство, копирование, неправомерное использование) (15 мин) |
Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок |
Кнопка. Гиперссылка. Переходы между слайдами. |
|
Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» Урок применения знаний и умений |
Демонстрация презентации. |
|
Контрольная работа по теме: «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «История развития ВТ» |
Демонстрация презентации. |
|
Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования). |
Звуковая информация. Глубина дискретизации. Частота кодирования. |
Методы защиты фото и видеоматериалов от копирования в сети (15 мин) |
Цифровое видео. Разрешающая способность и частота кадров. |
Цифровое видео. Частота кадров. Разрешающая способность.. |
Защита от копирования контента сайта (15 мин) |
Моделирование и формализация – 4 часа |
||
Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Моделирование. Материальные и информационные модели. |
|
Системы компьютерного черчения. |
Системы компьютерного черчения. Интерфейс. |
|
Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС. |
Построение основных чертежных объектов. |
|
Выполнение графических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. Урок применения знаний и умений |
Выполнение графических построений. |
|
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность – 3 часа |
||
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы |
Информационная безопасность (15 мин) |
Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Информационная безопасность. |
Защита персональных данных, почему она нужна. Категории персональных данных. Биометрические персональные данные (15 мин) |
Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Правовая охрана информации. Электронная подпись. |
Закон о персональных данных. В каких системах используются ПД. Электронная подпись. Закон 2002 г. "Об электронно-цифровой подписи" - законодательная основа электронного документооборота (15 мин) |
Повторение «Аппаратные и программные средства ИКТ» |
|
|
|
|
23 тем |
8 класс (35ч) |
||
---|---|---|
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Дополнения по курсу "Кибербезопасность" |
Информация и информационные процессы – 10 часов |
||
Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Информация. Информационные объекты различных видов. Человек и информация. Информационные процессы в технике. |
|
Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Знаки: форма и значение. Знаковые системы. |
Защита информации как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. Аспекты кибербезопасности. (15 мин) |
Кодирование информации с помощью знаковых систем. |
Кодирование информации. Код. |
Компьютерная и информационная безопасность, обнаружение проблем в сети, восстановление параметров систем, средства защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографическая защита информации. (15 мин) |
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Урок применения знаний и умений |
Клавиатурный тренажер. |
|
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Единицы измерения количества информации. |
Что такое защищенная информационная среда. Защита каналов передачи данных, средства предотвращения утечки информации, защита информации от НСД (антивирусная защита, средства контроля защищенности, средства обнаружения и предупреждения атак), средства аутентификации. (15 мин) |
Определение количества информации. |
Определение количества информации. |
Организационно-технические меры защиты информационной среды. Системы охранной сигнализации, видеонаблюдение, контроль и управление доступом, средства уничтожения информации, средства резервного копирования и восстановления. (15 мин) |
Алфавитный подход к определению количества информации. |
Информационная емкость знака. Количество информации в сообщении. |
Требования к безопасности информации: сохранение целостности, конфиденциальности и доступности. Определения по ГОСТ РВ 51987-2002 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Типовые требования и показатели качества функционирования информационных систем. Общие положения» (15 мин) |
Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора. Урок применения знаний и умений |
Электронный калькулятор. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора |
|
Вычисление количества информации. |
Вычисление количества информации (решение задач). |
Признаки нарушения целостности программ и данных. Способы нарушения целостности информации. Признаки и способы нарушения конфиденциальности. Признаки и способы нарушения доступности информации. (15 мин) |
Контрольная работа «Информация и информационные процессы» Контроль знаний и умений |
Вычисление количества информации (решение задач). |
|
Кодирование и обработка текстовой информации – 12 часов |
||
Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков. |
Проблемы безопасности инфраструктуры Интернета (протоколы маршрутизации сети, система доменных имен, средства маршрутизации и т.п.). Методы защиты. (15 мин) |
Кодирование текстовой информации. Урок применения знаний и умений |
Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. |
|
Создание и редактирование документов. Мастера и шаблоны. Сохранение и печать документа. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Текстовый редактор. Мастера и шаблоны. Способы создания документов. Сохранение и печать документа. |
Проверка подлинности (аутентификация) в Интернете. (15 мин) |
Создание визитных карточек на основе шаблона. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц. Урок применения знаний и умений |
Шаблоны. Параметры страницы. Колонтитулы и номера страниц. |
|
Форматирование документа. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. |
Форматирование документа. Списки, таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты. |
Безопасность мобильных устройств в информационных системах. Источники заражения мобильных устройств (веб-ресурсы, магазины приложений, ботнеты). (15 мин) |
Вставка в документ формул. Форматирование символов и абзацев. |
Форматирование символов и абзацев. |
Вирусы для мобильных устройств (мобильные банкеры и др.) (15 мин) |
Создание и форматирование списков. |
Списки. Создание и форматирование списков. |
Угрозы безопасности в сетях WiFi. Методы защиты сетей WiFi. Меры безопасности для пользователя WiFi. Настройка безопасности. (15 мин) |
Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки. Вставка в документ таблицы. Урок применения знаний и умений |
Создание заголовков. Оглавление. Вставка в документ таблицы. |
|
Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Урок ознакомл. с нов. Материалом |
Гипертекст. Назначение закладки и указателя гиперссылки. |
|
Создание гипертекстового документа. Урок применения знаний и умений |
Гипертекстовый документ. |
|
Оптическое распознавание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. |
Системы оптического распознавания символов. Компьютерные словари. Системы перевода текстов. |
Угрозы информации (техногенные, случайные и преднамеренные; природные) Неосторожность пользователя как одна из угроз для информационной безопасности (15 мин) |
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. Контрольная работа «Обработка текстовой информации» |
Сканирование документа. |
|
Кодирование и обработка числовой информации – 12 часов |
||
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Урок ознакомл. с нов. Материалом |
Системы счисления. Запись числа в развернутой форме. |
Меры кибербезопасности для конечных пользователей. Использование рекомендованных версий операционных систем и приложений, использование антивирусных средств, настройка веб-браузеров, блокировка скриптов, использование фильтров фишинга, межсетевых экранов. Автоматическое обновление ПО. (15 мин) |
Перевод чисел в позиционных системах счисления. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Перевод чисел в позиционных системах счисления. |
|
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. |
Перевод чисел в позиционных системах счисления. |
Настройка компьютера для безопасной работы. Ошибки пользователя (установка нескольких антивирусов, установка слишком большого числа программ, отсутствие резервного копирования и т.п.). (15 мин) |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. |
Арифметические операции в позиционных системах счисления |
|
Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора. |
Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора |
Киберугрозы Интернета (кибервойны, манипулирование людьми, зависимость, вирусные атаки, отсутствие приватности). (15 мин) |
Представление чисел в компьютере. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Двоичное кодирование чисел в компьютере. |
Технологии манипулирования в Интернете. (15 мин) |
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. |
Электронные таблицы. Столбцы, строки, ячейки. Типы данных. |
Безопасная работа в сети в процессе сетевой коммуникации (чаты, форумы, конференции, скайп, социальные сети и пр.). Сетевой этикет. Термины сетевого этикета: оверквотинг, флейм, флуд, оффтопик, смайлики и др. (15 мин) |
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. |
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. |
|
Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. |
Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. |
|
Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. |
Создание таблиц значений функций. |
Меры личной безопасности при сетевом общении. Настройки приватности в социальных сетях. (15 мин) |
Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации» Контроль знаний и умений |
Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. |
|
|
|
20 |
9 класс (70ч) |
||
---|---|---|
Тематическое планирование |
Компьютерный практикум |
Дополнения по курсу "Кибербезопасность" |
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование – 16 часов |
||
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов. |
|
Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. |
Блок-схемы алгоритмов. Языки программирования. |
|
Кодирование основных алгоритмических структур на языке программирования (линейный алгоритм). |
Линейный алгоритм. |
|
Кодирование основных алгоритмических структур на языке программирования (ветвление, выбор). |
Алгоритмические структуры «ветвление», «выбор». |
Основные угрозы безопасности информации: утечки, потеря целостности, нарушение работоспособности системы, незаконное тиражирование (воспроизведение). (15 мин) |
Кодирование основных алгоритмических структур на языке программирования (ветвление, цикл). |
Алгоритмическая структура «цикл». |
Риски интернета (контентные, электронные, коммуникационные, потребительские) (15 мин) |
Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс. |
Проект. Графический интерфейс проекта. Объекты. Событие. Обработчик события. |
|
Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов». Урок примен. зн. и умений |
Форма. Управляющие элементы. |
|
Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Проект «Переменные» |
тип переменной. Имя переменной. Присваивание переменным значений. |
Типы вирусов. Отличия вирусов и закладок Антивирусные программы для ПК: сканеры, ревизоры и др. Выявление неизвестных вирусов (15 мин) |
Арифметические выражения. Проект «Калькулятор» |
Арифметические выражения. |
|
Строковые и логические выражения. Проект «Строковый калькулятор». |
Строковые выражения. Логические выражения. |
|
Проект «Ветвление. Сравнение кодов символов» Урок примен. зн. и умений |
Коды символов. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение. |
|
Проект «Выбор. Выставление отметки» Урок примен. зн. и умений |
Выбор. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение. |
|
Проект «Цикл. Коды символов» Урок примен. зн. и умений |
Цикл. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение. |
|
Графические возможности языка программирования. |
Область рисования. Графические методы. Системы координат. |
Предотвращение несанкционированного доступа к ПК. Пароли, биометрические методы защиты и аутентификация с помощью внешних носителей. (15 мин) |
Проекты «Графический редактор», «Анимация» Урок примен. зн. и умений |
Создание анимации на языке программирования. |
|
Контрольная работа «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» Контроль знаний и умений |
|
|
Формализация и моделирование – 12 часов |
||
Окружающий мир как иерархическая система. Объект и его свойства. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Микро-, макро- и мегамир. Системы и элементы. Целостность системы. Свойства системы. |
Борьба с утечками информации. Средства контроля доступа. (15 мин) |
Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Моделирование. Модель. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. |
Права пользователей. Способы разграничения доступа. Простые и динамически изменяющиеся пароли. (15 мин) |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
Описательная инф. модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов. |
Защита информации как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности (15 мин) |
Построение и исследование физических моделей. |
Содержательная постановка физической задачи. Качественная описательная модель. |
Защита от несанкционированного доступа к информационным ресурсам; защита от искажения и утраты информации; защита от разрушения целостности программных и информационных структур; защита от прерывания обслуживания (15 мин) |
Исследование движения тела с использованием компьютерных моделей на языке программирования и в электронных таблицах. Урок примен. зн. и умений |
Формальная модель задачи. Компьютерная модель движения тела. |
|
Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей на языке программирования. Урок примен. зн. и умений |
Приближенное решение уравнений. Построение компьютерной модели на языке программирования. |
|
Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей в электронных таблицах. Урок примен. зн. и умений |
Приближенное решение уравнений. Построение компьютерной модели в электронных таблицах. |
Средства защиты в сети: межсетевые экраны, криптомаршрутизаторы, серверы аутентификации и т.д. Обманные системы для защиты информации в сетях (15 мин) |
Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. |
Компьютерные модели в различных предметных областях. |
|
Геоинформационные модели. Построение и исследование геоинформационной модели. |
Геоинформационная модель |
|
Построение модели экспертной системы для лабораторной работы по химии. |
Экспертные системы. |
|
Информационные модели систем управления. Обратная связь. |
Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью. |
|
Построение и исследование компьютерной модели системы управления. Контрольная работа «Формализация и моделирование» Контроль знаний и умений |
|
|
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 12 часов |
||
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Урок ознакомл. с нов. материалом |
Пространственная дискретизация. Разрешающая способность. Глубина цвета. Растровые изображения на экране монитора. |
|
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. |
Растровая графика. Векторная графика. Графический редактор. |
|
Сканирование и редактирование изображений в растровом графическом редакторе Урок применения знаний и умений |
Растровый графический редактор. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе. |
|
Редактирование рисунков и изображений. Форматы графических файлов. |
Форматы графических файлов. |
|
Создание рисунков в векторном графическом редакторе Урок применения знаний и умений |
Работа с объектами в векторных графических редакторах. |
|
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. |
Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Макеты слайдов. |
|
Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами Урок применения знаний и умений |
Создание анимации в презентации. Мультимедийные эффекты на слайдах. |
|
Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования) Урок ознакомл. с нов. материалом |
Звуковая информация. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы. |
|
Цифровое видео. Разрешающая способность и частота кадров. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Цифровая фотография. Цифровое видео. Потоковое видео. |
|
Запись и монтаж звукового клипа и видеоклипа. Урок применения знаний и умений |
Захват и редактирование цифрового видео. |
|
Flash-анимация в презентациях и на Web-страницах. Разработка GIF и Flash-анимации. |
Анимация. GIF и Flash-анимация. |
|
Контрольная работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» Контроль знаний и умений |
|
|
Хранение, поиск и сортировка информации – 7 часов |
||
Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных. Ввод и редактирование записей с помощью формы. |
Базы данных. Табличная форма представления баз данных. Формы. |
|
Создание простой базы данных «Записная книжка». Урок прим. зн. и умений |
Ввод данных в базу данных. Создание формы. |
|
Системы управления базами данных. Изменение структуры базы данных. |
Системы управления базами данных. |
|
Сортировка информации в базе данных. Урок прим. зн. и умений |
Сортировка данных в столбцах и записях базы данных. |
|
Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных. |
Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных |
|
Поиск информации в базе данных. Урок прим. зн. и умений |
Поиск данных. |
|
Сортировка информации в базе данных. Урок прим. зн. и умений |
Сортировка данных |
|
Коммуникационные технологии – 15 часов |
||
Передача информации. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Передача информации. Пропускная способность каналов. |
|
Локальные компьютерные сети. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. |
Виды компьютерных сетей. Сетевые ресурсы. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей. |
|
Состав Интернета. Адресация в Интернете. Практическая работа «Подключение к Интернету». |
Интернет. Подключение к Интернету. Интернет-адрес. Доменная система имен. |
Системы обнаружения атак. Безопасность хостинга (15 мин) |
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Практическая работа «География» Интернета». |
Маршрутизация данных. Транспортировка данных. |
|
Всемирная паутина. Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине». |
Всемирная паутина. Браузеры. Адрес Web-страницы. |
Безопасный серфинг (15 мин) |
Электронная почта. Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой». |
Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Электронная Web-почта. |
ТБ при работе с почтой (15 мин) |
Файловые архивы. Загрузка файлов из Интернета. |
Файловые архивы. Загрузка файлов с серверов файловых архивов. |
ТБ при загрузке файлов (15 мин) |
Информационные ресурсы Интернета (общение в Интернете, мобильный Интернет, звук и видео в Интернете) |
Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Потоковые звук и видео. |
ТБ при интернет-общении (15 мин) |
Поиск информации в Интернете. |
Поиск информации в Интернете. Поисковые системы. Язык поисковых систем. |
Безопасные ресурсы для поиска (15 мин) |
Электронная коммерция в Интернете. |
Хостинг. Реклама. Интернет-аукционы и магазины. Цифровые деньги. |
Проблемы электронной торговли. (15 мин) |
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Web-страницы. Web-сайты. Структура Web-страницы. Язык разметки гипертекста HTML |
Проблемные сайты (15 мин) |
Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. |
Язык разметки гипертекста HTML (Заголовки. Шрифт. Выравнивание текста. Абзацы. Вставка изображений). |
Защита сайтов (15 мин) |
Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. |
Гиперссылки. Гиперссылка на адрес электронной почты. Нумерованные и маркированные списки. Текстовые поля. Переключатели. Флажки. Поля списков |
Ложные ресурсы сети (15 мин) |
Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML. Урок применения знаний и умений |
Разработка сайта с помощью языка HTML. |
|
Контрольная работа «Коммуникационные технологии» Контроль знаний и умений |
|
|
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность. – 3 часа |
||
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Информационное общество. Образовательные информационные ресурсы |
|
Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Информационная культура. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. |
Примеры этических нарушений (15 мин) |
Основные этапы развития средств информационных технологий. Урок ознакомл. с нов. Материалом |
Основные этапы развития средств информационных технологий. Перспективы развития ИКТ. |
|
Повторение, резерв времени – 3 часа |
||
Повторение «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» |
|
|
Повторение «Формализация и моделирование» |
|
|
Повторение «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» |
|
|
|
|
20 тем |
10 класс (34 ч) |
||
---|---|---|
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Дополнения по курсу "Кибербезопасность" |
Информация и информационные процессы – 9 часов |
||
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. |
Вещественно-энергетическая картина мира. Информационная картина мира. Информационные и коммуникационные технологии. Вводный инструктаж правил ТБ, поведения в кабинете информатики Информация. Социально-значимые свойства информации. Информация и знания. Единицы измерения количества информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. |
Основные меры кибербезопасности. Безопасность приложений, серверов, конечных пользователей. (15 мин) |
Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. |
Защита от атак, повышение готовности. (15 мин) |
Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. Урок применения знаний и умений Формула Шеннона Урок ознакомл. с нов. Материалом |
Определение количества информации с использованием алфавитного подхода Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона |
|
Определение количества информации с использованием вероятностного подхода Урок применения знаний и умений Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. |
Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Язык как знаковая система. Кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам. |
|
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Урок ознакомл. с нов. Материалом Запись чисел в различных системах счисления |
Система счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Запись числа в развернутой форме. Перевод чисел в десятичную систему счисления. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления. |
|
Перевод чисел в позиционных системах счисления. Урок применения знаний и умений Арифметические операции в позиционных системах счисления. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления |
|
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Урок применения знаний и умений Представление чисел в компьютере Урок ознакомл. с нов. материалом |
Арифметические операции в позиционных системах счисления с помощью электронного калькулятора Представление чисел в формате с фиксированной запятой и в формате с плавающей запятой. |
|
Двоичное кодирование текстовой информации. Практическая работа «Кодирование текстовой информации». Урок применения знаний и умений |
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. |
|
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» Двоичное кодирование графической и звуковой информации Урок ознакомл. с нов. материалом Практическая работа «Кодирование графической и звуковой информации» |
Хранение информации Аналоговый и дискретный способы представления изображения и звука. Пространственная дискретизация. Временная дискретизация звука Графические режимы. Запись звукового файла. Кодирование графической и звуковой информации |
|
Компьютер и программное обеспечение – 7 часов |
||
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Урок ознакомл. с нов. материалом Тестирование параметров компьютера |
Магистраль. Шины данных, адреса и управления. Процессор и оперативная память. Системный блок компьютера. Частота процессора, системной шины и периферийных устройств. |
Признаки заражения компьютерных программ. Где можно обнаружить подозрительные процессы (15 мин) |
Аппаратная реализация компьютера Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями Урок применения знаний и умений |
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Периферийные устройства. Внешняя память компьютера. Графический интерфейс. Стандартные и служебные приложения. |
Аппаратная защита ПО и сети (электронные ключи, аппаратные брандмауэры) (15 мин) |
Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. |
Операционная система (ОС). Структура ОС. Системный диск. Самотестирование компьютера. Загрузка ОС. Данные. Программы. |
ОС и их возможности в борьбе с вирусами (Windows. Linux) (10 мин) Защита ПК на этапе загрузки. Параметры безопасности ПК. Обновления (10 мин) |
Файлы и файловая система. Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера Урок применения знаний и умений |
Имя файла. Файловая система. Путь к файлу. Файловый менеджер. Операции работы с файлами. |
Защита файловой системы. Файловые таблицы. Права доступа. (15 мин) |
Архивация и разархивация файлов с помощью файлового менеджера или архиватора. Логическая структура дисков. |
Архивация файлов. Программа-архиватор. Форматирование дисков. Файловая система. Логическая структура диска. Дефрагментация диска. |
Резервное копирование и восстановление данных. Восстановление ОС. Аппаратные и программные средства (15 мин) |
Форматирование и дефрагментация диска, разбиение на логические разделы. Контрольная работа «Компьютер и программное обеспечение» Контроль знаний и умений Компьютерные вирусы и антивирусные программы. |
Дефрагментация диска. Разбиение диска на логические разделы. Компьютерные вирусы. Типы компьютерных вирусов. Антивирусные программы. |
Разновидности вирусов. Черви, трояны, скрипты и др. Шпионские программы. Шифровальщики. Хакерские утилиты. Сетевые атаки (15 мин) |
Практическая работа «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». |
Вредоносные программы. Защита компьютера от вредоносных программ. |
|
Информационные технологии – 18 часов |
||
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Растровые и векторные графические редакторы |
Растровая графика. Векторная графика. Форматы графических файлов. Графический редактор. Растровые и векторные графические редакторы. |
Защитное ПО. Антивирусные программы. Межсетевые экраны. Брандмауэры (15 мин) |
Создание и редактирование растровых графических изображений. Создание и редактирование векторных рисунков |
Редактирование растрового изображения. Модели цветообразования. Редактирование векторного изображения. Трехмерная графика. |
Чем отличаются методы защиты операционной системы, программного обеспечения и данных (15 мин) |
Редактирование изображений в растровых и векторных редакторах. Урок закрепления изученного материала Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов. |
Построение анимационных изображений Системы автоматизированного проектирования. САПР КОМПАС-3D |
|
Геометрические построения с использованием САПР Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии |
Построение основных чертежных объектов в САПР. Мультимедиа технология. Компьютерные презентации. |
|
Создание мультимедийных презентаций Создание анимации в презентациях. Интерактивные презентации Урок применения знаний и умений |
Мультимедийные компьютерные презентации. Дизайн презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Интерактивные презентации. Анимация объектов слайда. Демонстрация презентации. |
|
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов) Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. |
Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Текст как информационный объект. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов. Параметры страницы. Форматирование документа. Форматирование абзацев. |
Антивирусная защита ПК, сети и мобильных пользователей (10 мин) Угрозы для IOS-устройств. Угрозы для Android-устройств (10 мин) |
Создание, редактирование и форматирование документов. Форматирование абзацев в документе Урок применения знаний и умений |
Основные приемы преобразования текстов. Форматирование документа. Форматирование абзацев. |
|
Списки. Таблицы. Форматирование символов. Вставка и форматирование таблиц. Нумерованные и маркированные списки. Урок закрепления изученного материала |
Списки. Таблицы. Форматирование символов Нумерованные и маркированные списки |
|
Гипертекст. Создание гипертекстового документа. Контрольная работа «Технология обработки текстовой информации» Контроль знаний и умений |
Гипертекст. Гипертекстовое представление информации. |
|
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Работа с компьютерными словарями и переводчиками. |
Компьютерные словари. Системы машинного перевода. |
Наиболее известные антивирусные программы. Kaspersky Internet Security. Dr.Web Security Space. ESET NOD32 Smart Security. Бесплатные программы-сканеры. (15 мин) |
Системы оптического распознавания документов. Сканирование и распознавание текстовых документов. Урок закрепления изученного материала |
Системы оптического распознавания символов. Сканирование и распознавание текстовых документов |
Настройка антивирусного ПО (15 мин) |
Электронные калькуляторы Электронные таблицы. Типы и формат данных. |
Электронные калькуляторы Электронные таблицы. Типы и формат данных. |
|
Ввод в таблицу чисел, текстов и формул. Вычисления в электронных таблицах. Урок применения знаний и умений |
Основные типы и форматы данных. Ввод данных в таблицу. Основные способы представления математических зависимостей между данными. |
|
Относительные и абсолютные ссылки. Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок. Урок применения знаний и умений |
Абсолютные, относительные и смешанные ссылки. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных |
|
Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. |
Встроенные функции. Математические и логические функции. Типы диаграмм и графиков. Построение графиков. |
Правовая охрана программ для ЭВМ и БД. Коммерческое ПО. Бесплатное ПО (FreeWare, Free, Free GPL, Adware), условно-бесплатное ПО (Trial, Shareware, Demo). (15 мин) |
Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и др.). Урок применения знаний и умений Приближенное графическое решение уравнений. |
Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов. Графики. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных. Графическое решение уравнений. |
Коммерческое и бесплатное антивирусное ПО (10 мин) |
Приближенное решение уравнений методом подбора параметров. Построение графиков функций. Контрольная работа «Технология обработки числовой информации» Контроль знаний и умений |
Поиск решения. Подбор параметра. Построение графиков функций |
|
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Урок закрепления изученного материала |
Сортировка данных. Поиск данных. |
|
|
|
19 тем |
11 класс (34 ч) |
||
---|---|---|
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Дополнения по курсу "Кибербезопасность" |
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных – 8 часов |
||
Понятие и типы информационных систем Базы данных (табличные, иерархические, сетевые) Урок ознакомл. с нов. материалом |
Информационная система. Типы информационных систем. База данных (БД). Табличные базы данных. Поле и запись. Ключевое поле. Иерархические БД. Сетевые БД. |
Проблемы безопасности информационных систем. Методы обеспечения защиты данных в СУБД (15 мин) |
Создание структуры табличной базы данных. Системы управления базами данных. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Табличная база данных. Поле и запись. Ключевое поле. Системы управления базами данных (СУБД). СУБД Access. Окно базы данных. |
Защита государственных информационных систем (15 мин) |
Системы управления базами данных. Ввод и редактирование данных. Урок закрепления изуч-го |
Осуществление ввода и редактирования данных. Создание таблицы в режиме мастера. Создание таблицы в режиме конструктора. |
Проблемы безопасности банковских систем (10 мин) |
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты) Использование формы для просмотра и редактирования записей. |
Формы представления данных в СУБД. Таблицы. Формы. Запросы. Отчеты. Создание формы в режиме мастера и конструктора. Просмотр и редактирование записей с помощью формы. |
Безопасность платежных систем (15 мин) |
Быстрый поиск данных. Поиск данных с помощью фильтров и запросов. Урок применения знаний и умений |
Фильтры и запросы. Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД. |
Безопасность геоинформационных систем (10 мин) |
Сортировка данных. Печать данных с помощью отчетов. Создание отчетов Урок применения знаний и умений |
Упорядочение данных в банксреде СУБД. Отчеты. Создание отчетов в режиме мастера и конструктора. |
Безопасность корпоративных баз данных (10 мин) |
Реляционные базы данных. Урок ознакомл. с нов. материалом Создание реляционных баз данных. |
Однотабличные и многотабличные базы данных. Реляционная база данных. Создание реляционных баз данных. |
Безопасность систем бронирования билетов (15 мин) |
Связывание таблиц в многотабличных базах данных Практическая контрольная работа «Хранение, поиск и сортировка данных в БД». |
Многотабличные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Создание, ведение и использование БД при решении учебных и практических задач. |
|
Основы логики – 6 часов |
||
Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинностей. Урок ознакомл. с нов. Материалом Построение таблиц истинности логических функций и выражений. |
Высказывания. Логическое умножение (конъюнкция). Логическое сложение (дизъюнкция). Логическое отрицание. Таблицы истинностей. Логические функции. Логические выражения. Построение таблиц истинности логических функций и выражений. |
Безопасность медицинских информационных систем (10 мин) |
Логические функции, законы и правила преобразования логических выражений. Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразований. Урок закрепления изуч-го |
Логическое следование (импликация). Логическое равенство (эквивалентность). Логические законы и правила. Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразований. Решение логических задач. |
|
Логические основы устройства компьютера. Урок ознакомл. с нов. Материалом Построение логических схем основных устройств компьютера (сумматор, триггер) |
Базовые логические элементы (И, ИЛИ, НЕ). Полусумматор. Сумматор. Триггер. Построение логических схем основных устройств компьютера. |
|
Информационные модели – 6 часов |
||
Моделирование как метод познания Формы представления моделей. Формализация Урок ознакомл. с нов. материалом |
Модель. Моделирование. Объект, субъект, цель моделирования. Материальные и информационные модели. Формализация. Визуализация формальных моделей. |
|
Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей |
Система. Статические информационные модели. Динамические информационные модели. Табличные информационные модели. Иерархические информационные модели. Сетевые инф. модели. |
|
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. |
Этапы построения моделей. Компьютерное моделирование. Физические модели. Построение и исследование физических моделей. |
|
Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений Биологические модели. Исследование биологических моделей развития популяций. Урок применения знаний и умений |
Приближенное решение уравнений графическим методом. Исследование биологических моделей развития популяции.
|
|
Геоинформационные модели. Использование геоинформационных моделей. Химические модели. Экспертные системы распознавания химических веществ. |
Использование геоинформационных моделей. Использование химических моделей. |
|
Оптимизационное моделирование. Построение логических моделей. Информационные модели управления объектами. Контрольная работа «Информационные модели» Контроль знаний и умений. |
Оптимизационное моделирование в экономике. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами. |
|
Коммуникационные технологии – 12 часа |
||
Передача информации Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Урок ознакомл. с нов. материалом |
Каналы передачи информации. Передача информации по информационным каналам. Локальная компьютерная сеть. Предоставление доступа к ресурсам компьютера. Глобальная компьютерная сеть Интернет. |
Безопасность при удаленном доступе к ресурсам компьютера (15 мин) |
Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. |
IP-адрес. Доменная система имен. Протокол маршрутизации. Транспортный протокол. |
Как узнать местоположение компьютера по IP-адресу (15 мин) |
«География» Интернета. Определение маршрута прохождения информации. Подключение к Интернету. Настройка модема. Урок применения знаний и умений |
Определение маршрута прохождения информации. Определение времени обмена IP-пакетами. Модем. Модуляция и демодуляция. Установка и тестирование модема. Подключение к Интернету. |
Онлайн сервисы для безопасности пользователя в интернете (проверка компьютера и файлов на вирусы онлайн, онлайн деактивация SMS-вирусов, проверка сайта на вирусы, проверка файлов по e-mail, определение адреса страницы, проверка стоимости СМС и др.) (10 мин) |
Электронная почта и телеконференции Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express. Урок применения знаний и умений |
Электронная почта. Адрес электронной почты. Телеконференции. Функционирование электронной почты. Почтовые программы. Почтовая программа Outlook Express. |
Настройки безопасности почтовых программ (10 мин) |
Всемирная паутина. «Путешествие» по Всемирной паутине. Настройка браузера. Урок применения знаний и умений |
Технология WWW. Универсальный указатель ресурсов. Браузер. Настройка браузера. Путешествие по Всемирной паутине. |
Защита в поисковых системах (фильтры для ограничения потенциально опасного содержимого). Настройки безопасности веб-браузеров (Internet Explorer, Firefox и т.п.) (10 мин) |
Файловые архивы. Урок ознакомл. с нов. Материалом Работа с файловыми архивами и поисковыми системами. Урок применения знаний и умений |
Серверы файловых архивов. Протокол передачи файлов (FTP). Загрузка файлов с помощью браузера. Загрузка файлов с помощью специализированных программ. |
Компьютерное пиратство. Плагиат (10 мин) |
Поиск информации в Интернете, интерактивное общение, мультимедиа технологии. Общение в Интернете в реальном времени. Контрольная работа «Компьютерные сети» Контроль знаний и умений. |
Поисковые системы общего назначения. Специализированные поисковые системы. Мультимедиа технологии в Интернете. Интерактивное общение в Интернете. Серверы интерактивного общения. Общение с помощью ICQ. |
ТБ при регистрации на веб-сайтах. ТБ на сайтах знакомств (10 мин) |
Основы языка гипертекстовой разметки документов HTML. Урок ознакомл. с нов. материалом Создание Web-сайта «Мой компьютер» |
Web-сайты и Web-страницы. Язык гипертекстовой разметки документов HTML. Создание Web-сайта с помощью HTML. Создание структуры Web-страницы. |
|
Форматирование теста и размещение графики. Создание Web-страницы «Словарь» Урок применения знаний и умений |
Форматирование текста средствами HTML. Вставка изображений. Теги форматирования текста. Задание цвета фона и текста. |
|
Гиперссылки на Web-страницах. Создание Web-страницы «Комплектующие» Урок применения знаний и умений |
Гиперссылки. Относительный и абсолютный адрес. Создание панели навигации на Web-странице. Навигация по сайту. |
Правовые основы для защиты от спама (10 мин) |
Списки и формы на Web-страницах. Создание Web-страницы «Анкета» Урок применения знаний и умений |
Списки. Создание списков средствами HTML. Формы на Web-страницах. Создание интерактивной формы на Web-странице. Заполнение формы. |
Способы обеспечения безопасности веб-сайта. (10 мин) |
Инструментальные средства создания Web-страниц Тестирование и публикация Web-сайта «Мой компьютер» Урок применения знаний и умений |
Инструментальные средства создания Web-страниц (HTML-редакторы). Тестирование Web-сайта. Публикация Web-сайта в Интернете. |
Хакерские атаки. Как уронить сайт. Виды атак (10 мин) |
Основы социальной информатики – 3 часов |
||
Информационная цивилизация. Урок ознакомл. с нов. материалом Информационные ресурсы общества. Информационная культура
|
Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров. Компьютерные сети. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. |
Кибербезопасность и киберпространство. Киберкультура (15 мин) |
Этика и право при создании и использовании информации Информационная безопасность
|
Этика и право при создании и использовании информации. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Информационная безопасность. |
Правовые основы защиты интеллектуальной собственности. Авторское право. Правовая охрана программ для ЭВМ и БД. Указ президента РФ о создании действенной системы противодействия компьютерным атакам от 15 января 2013 года. Уголовный кодекс РФ, раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» (15 мин) |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. |
Правовая охрана программ и баз данных. Электронная подпись. Защита доступа к компьютеру. Защита программ от нелегального копирования и использования. |
Право на информацию, на сокрытие данных, категории информации. Персональные и общедоступные данные, ограниченный доступ. Закон «О персональных данных». (15 мин) |
Повторение – 2 часа |
||
Этапы развития вычислительной техники. Основные технические характеристики современного компьютера Урок закрепления изуч. матер. |
История развития вычислительной техники. Поколения компьютеров. Аппаратное обеспечение современного компьютера. Основные технические характеристики. |
Кибершпионаж. Кибероружие. Кибернаемники и кибердетективы. Оценка ущерба от киберпреступлений. Военная, государственная, коммерческая тайна. Защита сайтов государственных органов (электронное правительство) (20 мин) |
Информация и информационные процессы. Системы счисления Коммуникационные технологии. Урок закрепления изуч. матер. |
Информация и информационные процессы. Перевод чисел в различных системах счисления. Информационно-коммуникационные технологии в современном обществе. |
|
|
|
22 тем |