№ 2. Октябрь

Дорогой друг!

Вот и заканчивается октябрь месяц. 

Мы надеемся. что ты успешно учишься и хорошо закончишь первую четверть. А еще мы надеемся, что ты заботишься о своем здоровье. Береги его.

 

5 октября мы все поздравили своих учителей с праздником.

Если ты еще не видел выпуск нашей газеты, посвященный этому дню, посмотри его по ссылке. Тебе тоже будет интересно.

15 октября отмечается сто лет со дня рождения  Пюрвя Мучкаевича Эрдниева

Он был замечательным ученым, педагогогом, ветераном Великой Отечественной войны, гордостью науки Калмыкии и России, Героем Калмыкии, кавалером орденов Великой Отечественной войны 1 и 2 степеней. Родившись в в урочище Хуцин-Толга, он сумел получить образование и стать учителем.  Но началась война, и Пюрвя Мучкаевич ушел на фронт. Он был на фронте с первых ее дней, участвовал в тяжелых боях, после ранения, пройдя курсы младших лейтенантов, воевал в качестве командира взвода артиллерии вплоть до тяжелого ранения в декабре 1944 г. С большим мужеством смирился с потерей ноги. 

После демобилизации в 1945 году поступил на физико-математический факультет Барнаульского педагогического института, окончив который в 1949 году стал работать заведующим учебной частью Несунаевской семилетней школы Алтайского края. С 1955 по 1957 год учился в аспирантуре Академии педагогических наук СССР, по окончании которой работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом Ставропольского педагогического института. С 1964 года заведует кафедрой алгебры, геометрии и методики математики в Калмыцком университете.

В 1972 году защитил диссертацию доктора педагогических наук по методике преподавания математики. В 1989 году избран академиком Российской академии образования.

Пюрвя Мучкаевич сделал очень многое для улучшения преподавания математики в начальной школе, подготовил множество педагогов. По его книгам учатся в Германии, Франции, Великобритании, США, Южной Корее, Японии, в странах ближнего зарубежья.

 

1 октября отмечается Международный день музыки.

Музыкальная страничка

25 октября 1825 года в Вене в семье композитора Иоганна Штрауса родился сын, которого назвали в честь отца. Поэтому знаменитого автора вальсов и оперетт "по-научному" называют Иоганн Штраус-младший. 

Старший Штраус не хотел, чтобы сын шел по его стопам - такой вот поворот. Но мальчик, тем не менее, учился играть на рояле - "для общего развития". А втайне он осваивал скрипку. Да к тому же уроки ему давал сам Франц Амон, который был одним из лучших музыкантов оркестра Штрауса-старшего. Иоганн обучал соседских детей игре на фортепиано и тем самым зарабатывал себе на уроки Амона.

Свой первый концерт наш герой дал, когда его отцу было всего около сорока лет. Публика была заинтригована, а после концерта газеты писали: «Доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын!»

Братья Иоганна вскоре стали помогать старшему руководить хором и оркестром. Середина 1860-х годов считается периодом расцвета творчества Штрауса-младшего. Он написал вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Новая Вена». Любое из этих произведений могло бы сделать его имя бессмертным. Утвердившись на музыкальном Олимпе в качестве автора симфонических вальсов, Штраус обратился к жанру оперетты (комической оперы с диалогами). Самые значенитые его оперетты - "Цыганский барон" и "Летчая мышь". В конце жизни Штраус перешел уже к созданию серьезных опер, которые пользовались успехом. Написал он и балет "Золушка", но до его премьеры не дожил. 

Прекрасная и жизнерадостная музыка Штрауса любима во всем мире до сих пор. Давайте послушаем некоторые его произведения. 

Вальс "На прекрасном голубом Дунае" чрезвычайно популярен и является неофициальным гимном Австрии. Знаменитый режиссер Стэнли Кубрик использовал его в своем фильме "Космическая одиссея 2001". Это один из лучших фильмов в жанре научной фантастики. Вальс Штрауса сопровождает полет к орбитальной станции.

 

(Немного не о музыке. Ребята, этот фильм был снят в 1968 году, когда не было еще компьютерной графики и зеленых экранов! Это все было снято в павилионах, построенных в натуральную величину, использовались комбинированные съемки. Но все выглядит так, будто мы на самом деле видим полет челнока к станции.)

И послушаем еще немного веселой музыки Штрауса - сюита по мотивам мелодий из оперетты "Летучая мышь"

Страничка истории. Новости Самарской археологии

Напоминание из прошлого.

    В Самаре в октябре 2021го года во время прокладки труб к новому зданию театра «СамАРТ» обнаружили склеп, принадлежавший, предположительно, купцам Шихобаловым. 

      Богатейший  самарский купеческий род Шихобаловых был известен в России в XIX – начале XX  вв. Они были выходцами из зажиточных крестьян Симбирской губернии. Свой основной капитал Шихобаловы в середине XIX века сколотили на скотоводстве и переработке сала. Они были купцами первой гильдии, потомственными почетными гражданами Самары, занимали важные должности, владели несколькими доходными домами.  

      Но больше всего Шихобаловых прославили их  добрые дела.  На их средства была построена   больница, оборудование и работа врачей в которой оплачивались также Шихобаловыми. Благодаря этим купцам были построены Свято-Троицкий женский монастырь, приюты и богадельни в Самаре, несколько церквей и самый главный, кафедральный Покровский собор, возле которого и был возведен их семейный склеп.

      Надземная часть постройки была разрушена ранее, но по старинной кирпичной кладке и богато украшенным стальным гробам археологи предположили, что перед ними захоронение известных самарских меценатов. Это подтверждают и сохранившиеся старинные фотографии начала XX века.

   Благодаря находке, самарцы XXI века вспомнили об удивительном примере доброты и любви к людям прославленных купцов прошлых столетий. Сколько еще историй хранится за кирпичной кладкой  старинных особняков и под тротуарами самарских улиц.

        Постараемся бережно хранить это наследие и брать пример с наших земляков.

Автор заметки: ученик 4 "А" класса Роман Асланян

Еще о Шихобаловых. 

 

Кулинарная страничка

Коктейль банановый — невозможно оторваться!

Что потребуется:

  • 2 банана.
  • 400 мл свежего молока.
  • Корица.
  • 200 г сливочного пломбира.

Инструкция:

  1. Складываем в блендер мороженое.
  2. Добавляем к нему нарезанные бананы.
  3. Заливаем продукты молоком.
  4. Взбиваем до полного измельчения бананов.
  5. Что дальше? Обмазываем края бокалов бананом (не переусердствуйте) и, перевернув, обмакиваем в корицу — то есть, украшаем ободки бокалов.

Остается лишь разлить по ним сам коктейль и подать на стол.

Почти роллы. 

  • Лаваш.
  • Начинка: сыр 100 г, чеснок, майонез, ветчина в нарезке, листья салата вымытые.

Инструкция:

  1. Заранее разрезаем лаваш на квадраты (можно резать ножницами).
  2. Натираем 1 зубчик чеснока и сыр на самой мелкой терке, смешиваем с майонезом.
  3. Укладываем сырную массу тонким слоем на квадрат лаваша, сверху кладем тонкий ломтик ветчины и лист салата.
  4. Сворачиваем наш квадрат с начинкой в аккуратный рулетик.

 

Литературная страничка

Сегодня мы с вами будем слушать потрясающую поэму-сказку "Цветок, одолевший бурю". Автор ее — замечательный калмыцкий поэт Давид Кугультинов. Герой его произведений — народ, подлинный хозяин жизни. Давид Кугультинов — удивительный мастер слова, великий поэт, который обогатил кладовую народной калмыцкой литературы своими поэтическими шедеврами: выразительными стихами, философскими сказками, яркими поэмами. В стихах Давида Кугультинова чувствуется дыхание калмыцких степей, их зной, их ветер. Их краски и звуки.

Поэма-сказка, которую мы будем слушать, написана по мотивам калмыцкого фольклора. Мы познакомимся с богатырем Бембе, его невестой Альмой, злым духом, строящим козни, чудесными конями. Читает сказку замечательный актер Игорь Кваша.

 

                                    Урок со вкусом шоколада

                 Солнечным сентябрьским днем ученики 4 А класса со своей классной руководительницей Ровинской Мариной Ивановной попробовали себя в роли шоколатье. Собравшись у школы в выходной день, ребята галдели, предвкушая приключение.

                   Проехав несколько остановок на автобусе, ребята с шумом вывалились на улицу. По дороге в шоколадную мастерскую друзья оживленно вспоминали свои любимые сладости. Наконец, дойдя до шоколатерии «Вкус жизни», они оказались в царстве шоколада. Дверь открыла приветливая девушка в специальном фартуке. В небольшом помещении уютно пахло корицей.

                 Первым делом  дети пошли мыть руки.  По пути они заметили множество коробок с манящими плитками толстого шоколада. Удобно расположившись за длинным столом, ребята одели специальные шапочки, фартуки и перчатки и приготовились слушать рассказ о длинном пути какао-бобов до шоколадной плитки. Им рассказали о том, как бобы нарезают, измельчают, получают из них масло.  Все можно было трогать, нюхать и пробовать. «Вот это да! Какао-масло, оказывается, белого цвета», — удивлялись школьники. «Попробуй, это очень вкусно», — говорили они друг другу, протягивая арахисовую пасту.

               После рассказа шоколатье предложила своим слушателям скатать из арахисовой пасты небольшие шарики. Делать это нужно было очень быстро, чтобы паста не растаяла, после чего их отправили в морозилку. Детям раздали бумажные формочки для кексов, залили туда расплавленный шоколад, и ребята с удовольствием принялись украшать их орешками, хлопьями, золотыми звездами и сердечками. Кто-то аккуратно выкладывал узоры, а кто-то щедро сыпал, словно увлеченный художник. Но все ребята вложили в свои конфеты частичку своей души. Наконец, они были готовы!

       Но это было еще не все! Шоколатье  намазала перчатки ребят горячим шоколадом, и они принялись обваливать арахисовые шарики в шоколаде и окунать их в сахарную пудру. От этого всем стало весело. Комната наполнилась смехом и запахом шоколада. Всем хотелось поскорее попробовать свои конфеты.  «Мне больше всего понравилось, как мы со Златой чуть не облепили друг друга шоколадом. И понравилось, как мы с перчаток шоколад слизывали», — рассказала Соня Обидина, ученица 4 А.  Ее подружка Злата согласна с ней: «Мне больше всего запомнилось, как мы катали  арахисовые шарики. И немного толкались с Соней»

              Мастер-класс очень понравился школьникам.  Они почувствовали всю прелесть работы шоколатье, но самое ценное то, что  в тот день они смогли угостить своих домашних конфетами  собственной работы и были очень собой горды.

Автор заметки: ученик 4 "А" класса Роман Асланян

 

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги Е. Каменевой "Какого цвета радуга".

Акварель

Название «акварель» произошло от латинского «aqua», что значит «вода».

Этим словом называют и краски, которые разбавляют водой, и работы, сделанные ими.

Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. В самых светлых местах сквозь краску даже просвечивает бумага.

Желая получить более темный оттенок того или иного цвета, художник покрывает краской одно и то же место по нескольку раз, но следит за тем, чтобы прозрачность при этом не исчезала.

Многие художники пишут акварелью, стремясь, чтобы не было резких переходов от одной краски к другой: они как бы вливаются одна в другую, создавая мягкие, расплывчатые очертания.

Такие затеки красок для акварели очень характерны.

Акварельными красками работали русские художники Михаил Врубель, Валентин Серов и многие советские художники.

Вот роза в стеклянном стакане. Стекло, вода, фон — все написано в серебристо-серых, жемчужных тонах. От розовых лепестков падают на стол розовые отблески.

Эта акварель Врубеля полна поэзии.

Почти к каждой большой выставке произведений искусства издается специальная книжка — каталог. В нем перечислены фамилии и имена художников, чьи картины демонстрируются, даются названия картин. А после названия картины обычно указывают: «акварель», «масло», «гуашь», и мы знаем, какими красками написана картина.

Такие же надписи бывают и на этикетках, прикрепленных к картинам.

***

Добавим немного от себя. Давайте зададим вопрос: когда вообще появилась акварель и только ли в 19 веке эта техника была популярна?

Оказывается, акварелью рисовали уже древние египтяне, а затем и этруски, и древние римляне. Акварелью создавали миниатюры в средневековых книгах, добавляя гуашь. Когда в Европе в моду вошла гравюра, художники стали раскрашивать акварелью оттиски. 

Знаменитый рисунок Дюрера "Заяц" с использованием акварели, белил и гуаши стал необычайно популярным после его создания. И сам художник делал с него гравюры, а уж в каком количестве его копировали другие - не передать. Это не считалось зазорным - главное, не подписывай работу своим именем. Но многие не стеснялись и подписывать. Так что зайчики Дюрера продолжали скакать по Европе, и когда художник уже умер.

Киностраничка литературная страничка - два в одном

"Ой, а как это?" - спросите вы.

Это потому что речь у нас пойдет о братьях Бондаренко, Вениамине Никифоровиче и Владимире Никифоровиче.

Знаете, кто это? Нет? А ведь это наши земляки, выходцы из села Преображенки Безенчукского района Самарской (тогда Куйбышевской) области. 

Братья совместно написали 16 книг сказок, которые вышли в Москве, Ульяновске и Куйбышеве-Самаре. Их сказки печатались на страницах детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», а также в журналах для взрослых «Нева», «Огонек» и «Волга».
Произведения этих писателей переводились не только на украинский, но и на болгарский, немецкий, узбекский языки. Последней сказочной книгой, которая вышла при жизни Владимира Никифоровича, стала его сказка-повесть «Воробей из зоопарка», напечатанная в двухтысячном году.

Очень популярен в Советском союзе был сборник сказок братьев Бондаренко "Сказки Гореловской рощи", по ним на студии "Куйбышев-фильм" было создано несколько кукольных мультфильмов. Роли в этих мультфильмах озвучивали популярные тогда артисты, а сами сказки показывали даже по центральному телевидению!

Почитать "Сказки Гореловской рощи" можно здесь

Еще одна прекрасная книга "Три веселых зайца"

Почитайте сами или попросите родителей почитать. Эти книги - огромная редкость, и они так хороши, что с ними стоит подружиться. 

А теперь мультфильмы. 

История о том, как заяц наказал хулигана с помощью магнитофона.

История о медвежонке Ивашке, который хотел делать все, что хочется.