О рассказе и фильме "Судьба человека"

Body: 

«Судьба человека» – рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова, написанный в 1956 году, опубликованный в газете «Правда» 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вско­ре рассказ был прочитан по Всесоюзному радио известным киноактером тех лет С. Лукьяновым. Рассказ потряс миллионы людей. Судьба главного героя – обобщённая судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю героя рассказа Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей.

Читать рассказ

Непросто, очень непросто складывалась судьба советских военнопленных. Человек, прошедший через ад фашистских застенков, выживший, претерпевший до конца, оказывался ненужным своей Родине. Она считала его врагом народа.

О судьбе военнопленных размышляли многие писатели, среди них был Михаил Александрович Шолохов. Когда Гитлер напал на нашу страну, донской автор перечислил всю Сталинскую премию в фонд обороны страны и пошел на войну в качестве военкора. Михаил Шолохов писал о боях Южного, Западного, Юго-Западного, 3-го Белорусского фронтов. Он многое видел, тесно общался с бойцами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Его произведения имели оглушительный успех. В последнем номере 1956 года и первом номере 1957 года газеты «Правда» выходит его рассказ «Судьба человека». Произведение произвело огромное впечатление на читателей. Каждому казалось, что он знает Андрея Соколова лично. Его образ оказался собирательным и воплощал в себе лучшие черты русского народа – его силу воли, несги- баемость, мужество, доброту, сострадание, честность.

Рассказ был написан за считанные дни, а вот замысел его писатель вынашивал долгие годы. Как писал журналист Михаил Кокта в 1961 году, после войны Шолохов поехал на охоту и встретил там прототипа Алексея Соколова. Было это около хутора Моховского. Писатель присел отдохнуть около реки и увидел мужчину и мальчика, идущих к переправе. Шолохов разговорился с путником, и тот рассказал ему о своей судьбе, приняв его за «своего брата-шофера». Эта история настолько сильно потрясла Михаила Александровича, что он решил обязательно написать об этом рассказ.

И вот десять лет спустя, когда писатель читал рассказы Хемингуэя, Ремарка и других иностранных авторов, показывающих обреченного, бессильного человека, перед глазами снова и снова вставала та неожиданная встреча у речной переправы. Он решил, наконец, осуществить свой замысел. 

Основной сюжетный мотив рассказа – судьба простого русского солдата Андрея Соколова. Его жизнь ровесника века соотнесена с биографией страны, с важнейшими событиями истории. С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в нацистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Он сразу же возвращается на фронт не в силах больше находиться в родном городе. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. В день победы Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Андрей Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать погибла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

Рассказ «Судьба человека» – это рассказ о невосполнимых утратах, о человеческом горе и о вере в жизнь, в человека. Из истории жизни Андрея Соколова автором отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Показывается вся несовместимость доброго, мирного, пронзительно человечного – и бездушно-жестокого, варварски беспощадного отношения к людям. Эти две темы – трагического и героического, подвига и страдания – все время сплетаются в рассказе М. Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле. По жанру «Судьба человека» предстает как рассказ в рассказе. Авторский зачин носит черты эпического повествования, концовка являет собой лирическое отступление, в котором автор подчеркивает свою причастность к судьбе героев. Звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор – слушатель, случайный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его… Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос – звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма – не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание. Сила добра, человеческая красота открываются в решении Соколова усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, заслоняя его от боли, страдания и скорби. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил, но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами – неизбежными спутниками войны. Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает к одной из самых сокровенных тем, проходящих через все творчество М. Шолохова. Повествование переводится как бы из трагически безнадежного в тональность, пронизанную верой и надеждой. Простой человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном моральном величии человека, устоявшего под ударами военной бури.

В начальном описании возникает мотив тяжелой дороги (ведущие образы-лейтмотивы: дорога автора – дорога героя – тяжкий жизненный путь, судьба человека на дорогах войны). Описание дороги подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюши. Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о войне в судьбе человека. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить…». Цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляет то непокаянное мужество, человеческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека. Идеология фашизма и войны связываются в рассказе как реальное воплощение конкретного зла, которое должно быть преодолено. В судьбе Андрея Соколова с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое, оказывающееся сильнее войны. Он устоял под сокрушительными ударами самой страшной бури, выйдя из нее победителем. Соколов выходит из страшного водоворота войны не опустошенным, не отчаявшимся, он сохраняет в душе человечность и отзывчивость.

 

А потом Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года, он лег в основу фильма, снятого режиссером Сергеем Бондарчуком. Он же сыграл в нем и главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году. Он собрал многочисленные призы на отечественных и международных фестивалях.

Родоначальник итальянского неореализма Роберто Росселлини говорил о «Судьбе человека» так: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне». И сегодня, и в момент выхода дебютная картина Сергея Бондарчука производила и производит сильнейшее впечатление. Во многом это из-за того, что в фильме создана оригинальная и пронзительная трактовка главной трагедии XX века. Бондарчук, на тот момент один из крупнейших актеров СССР, был настолько сильно потрясен произведением Шолохова, что загорелся идеей дебютировать с его экранизацией в режиссуре: «Прочитал — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем “творческим планом”. Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».

Правда, для осуществления этой идеи Бондарчуку понадобилось долго убеждать и руководство «Мосфильма», и самого Шолохова. На студии считали, что материала рассказа хватит только на короткий метр, а писатель не был уверен, что человек без режиссерского опыта сможет достойно перенести на экран его прозу.

Рассказ Шолохова диктовал, как минимум, три необычные для советского кино того времени вещи. Во-первых, исповедальность и субъективное видение за счет прямого монолога. Большую часть истории мы видим непосредственно глазами главного героя, простого человека, который рассказывает о своей нелегкой доле случайному встречному. И тут авторы идут от частного к общему — через отдельную трагедию раскрывают горькую судьбу целого народа, пережившего войну.

Во-вторых, центральный характер был достаточно необычен для кино того времени, неоднозначен и многогранен. Андрей Соколов — это, словами оператора фильма Владимира Монахова, хоть и «положительный герой, но не примитивно-канонический, не ходячий набор всех мыслимых добродетелей, который точно и заранее знает на все случаи жизни, что хорошо и что плохо».

И в-третьих, в фильме была сделана попытка преодолеть одно из страшных советских табу. Едва ли не впервые на отечественном экране затрагивалась тема военного плена. Как известно, солдат, оказавшийся в плену при любых обстоятельствах, автоматически объявлялся предателем. Шолохову, крупнейшему писателю Советского Союза, было позволительно реабилитировать персонажа с такой судьбой и сделать его героем, а вот со стороны режиссера-дебютанта это был риск даже несмотря на оттепельные времена.

Кадр из фильма «Судьба человека» (1959) / Фото: «Мосфильм»

Главную роль, как и во всех своих картинах, Бондарчук отвел себе. В таком решении Шолохов по-началу сомневался (хорошо известна история, как встретив кинематографиста, писатель долго его рассматривал, а потом произнес: «У Соколова руки-то другие»), однако увидев увлеченность материалом и стремление вжиться в образ, он был вынужден признать актерское попадание. И действительно перевоплощение Бондарчука в Соколова оказалось одной из лучших, самых сильных и точных его работ. Он создал образ одновременно эмоциональный и сдержанный, психологически наполненный и обобщенно трагический. Помимо актерского таланта, очевидно, что тут помогло еще и соответствие возраста, и фронтовой опыт.

Самая большая сложность в плане кастинга возникла с поиском актера на роль Ванечки, приемного сына. Бондарчук пересмотрел огромное количество детей, однако помог в итоге случай. Режиссер увидел пятилетнего Павлика Полунина среди зрителей на показе детского фильма в Доме кино. Кинематографист тут же переговорил с отцом ребенка и получил его согласие на участие в картине.

Большинство других актеров появляются в фильме скорее эпизодически. Интересно, что исполнителей порой не хватало, из-за чего играть приходилось членам съемочной группы. Причем некоторые играли по несколько ролей. Например, художник по гриму стал одним из военнопленных, звукооператор сыграл узника лагеря, а консультант фильма — эсесовского офицера. В маленьких ролях в фильме появились такие известные актеры как Георгий Милляр, Евгений Моргунов и Лев Борисов. Отдельно стоит отметить Зинаиду Кириенко, сыгравшую жену Соколова. Роль (в особенности знаменитая сцена прощания на перроне) позволила с новой силой раскрыть драматический дар актрисы.

"Судьба человека", снятая всего лишь за 78 рабочих дней, встала в ряд выдающихся произведений мирового кино. Картина была высоко оценена на родине, в год выхода её просмотрело более тридцати миллионов человек. Фильм завоевал главный приз на Международном кинофестивале в Москве. Его создатели — С. Бондарчук и В. Монахов — были удостоены Ленинской премии. 

Источники:

http://www.pobeda-aksay.ru/2019/10/14/sudba-cheloveka-sudba-naroda/

http://chelreglib.ru/ru/pages/about/godekologii/literaturnyi_kalendar_2017/April/Mihail_Sholohov_Sudiba_cheloveka/

https://tvkinoradio.ru/article/article15762-kak-eto-snyato-sudba-cheloveka