- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Платные образовательные услуги
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- О школе
- Информация
- Контакты
- Версия для слабовидящих
История писем с фронта
Body:
Сценарий экскурсии
«История писем с фронта»
Методист музея Языкова И.Н.
Возраст участников экскурсии – ученики 6 класса
Продолжительность экскурсии – 40 минут
Оформление: презентация «История писем с фронта»,материалы и экспонаты музея. Музыкальное сопровождение: песни Л. Ошанина и А.Новикова «Дороги», Н.Богословского и В.Агатова «Темная ночь», К. Листова и А.Суркова «В землянке».
Ход экскурсии
Звучит песня Л.Ошанина и А.Новикова«Дороги» (1 куплет, припев)
1 вед: Здравствуйте, дорогие ребята. Вы находитесь в музее Истории школы. Сегодня мы проводим экскурсию «История писем с фронта».
2 вед: Все дальше и дальше от нас грозовые дни Великой Отечественной. Все меньше тех, кто был опален дыханием войны, кто с оружием в руках бился с немецко-фашистcкими захватчиками. Давно перепаханы минные поля, засыпаны воронки от бомб, на местах схваток поднялись новые города и шумят сады…
1вед: 9 мая 2020 года мы будем отмечать 75 лет Великой Победы. Это самый важный праздник для всей страны. Сегодня мы хотим вспомнить имена героев- земляков, наших родственников, рассказать о письмах, которые они писали во время войны своим близким, любимым, делясь с ними переживаниями или радостью.
2 вед: Треугольником сложен потемневший листок,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов…
1 вед: Солдатские письма. Письма с войны, письма с фронта. Их хранят как самое дорогое сокровище. Хранят даже тогда, когда человек вернулся домой. Время не властно над ними, они не теряют ценности. Особенно если это письма тех, кто не вернулся с поля боя, кто сложил свою голову в битве с ненавистным врагом.
2 вед: Годы идут. Зарубцовываются раны, нанесенные лицу Земли, но не зарубцовываются раны, нанесенные сердцу народа. Память о тех, кто спас мир от коричневой чумы, нетленна. И частью этой памяти стали сегодня фронтовые письма. Редкая семья не получала их в годы войны. Их слали с передовой своим женам, матерям, любимым, детям, мужья, сыновья, отцы.
1 вед: Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рёв,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожжённых городов...
О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!…
2 вед: В нашем музее есть письма с фронта, которые мы бережно храним. Их немного, но каждое из них представляет особую ценность. Письма Павла Самойлова и Ивана Пронина передали в музей учителя школы. Написанные простым человеческим языком, эти письма подкупают своей правдивостью, читаются с трудом, но с большим интересом и волнуют сердца многих поколений.
1 вед: Слушайте письма военных лет! Это письма погибших к родным, близким, любимым. Они писались под пулями. А под пулями не лгут. Слушайте письма военных лет! Перед нами письма земляка, Василия Спирина, жене Наденьке.
2 вед: «Здравствуйте! Сегодня по радио сообщили о переходе границы немцами. Наденька, я знаю тебя – ты плакса, так ты не очень-то плачь, то событие, которое сейчас есть, оно в общем-то было неизбежно, к немцу нужно было быть готовым. За меня не беспокойся, дело я свое знаю неплохо и буду драться, как подобает большевику-командиру. Ты, Наденька, мобилизуй свои силы, будь сильна духом, управляй своим семейством, постарайся устроиться на работу. Любящий тебя Вася».
1 вед: Это письмо отправил жене в Куйбышев сначала заместитель командира 707-го артиллерийского полка, потом его командир и, наконец, начальник штаба артиллерийской дивизии майор Василий Степанович Спирин.
2 вед: В следующем его письме мы читаем:
«22 июля 1941г. Второй месяц, как я на фронте, а пережитых жутких минут не сосчитать. Вот и сегодня еду в машине, противник открыл огонь из минометов, снаряды рвались буквально в 15-20 метрах. Третий день ведем бой, набили этих гадов видимо-невидимо, а все-таки сволочи лезут и лезут. Наденька, ты бы посмотрела, в каких условиях я пишу тебе это письмо (лисья нора, горит огарок свечки, а времени 16 часов). Работы чрезвычайно много, вот уже пятый день я не снимаю сапог, сплю 3-4 часа в день. Извини, что мало писал. Пиши, моя родная. Эх, Наденька, приеду - есть о чем поговорить. Привет всем, Вася».
Это письмо отправил жене в Куйбышев сначала заместитель командира 707-го артиллерийского полка, потом его командир и, наконец, начальник штаба артиллерийской дивизии….
1 вед: Ребята, кто написал эти письма? Кому они были адресованы? Что из них мы узнали о фронтовой жизни командира и бойцов?
2 вед: Каждое письмо помогает нам прочувствовать всю ту боль, что испытали бойцы, не видя матерей, отцов, братьев и сестёр. Каждый день – новая преграда на пути к Победе. К той, что по праву они заслужили.
1 вед: Уже через два месяца семья перестала получать письма.«Пропал без вести»- таким было официальное сообщение о судьбе Василия Спирина. Сын его, Юрий, упросил старшину, знавшего отца, взять с собой. Юрий нашел письмо, в котором было написано:
2 вед: «Юрий, ваш отец погиб как герой. Он ни на миг не сомневался, что Красная Армия победит. Много раз попадал в безвыходные, казалось бы, переплеты, но связь всегда обеспечивал быстро и надежно».
1 вед: Эти строчки написал друг отца Юрия. Из строк фронтовых писем мы слышим голоса тех, кого уже нет, кто отдал свою жизнь за матерей, отцов, жен, детей, Родину.
2 вед: Да, сделали все, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог,
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да. Каждый был ранен, контужен,
А каждый четвертый убит.
И лично Отечеству нужен.
И лично не будет забыт.
(Б. Слуцкий «Да, сделали все, что могли мы»)
1 вед: Письма бойцов с фронта Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца и твердая вера в Победу.
2 вед: Ребята, перед нами 4 письма и 3 почтовые карточки, которые передала из семейного архива в музей Филимонова Ольга Борисовна, концертмейстер школы. Они написаны ее дедушкой, участником Великой Отечественной войны – Самойловым Павлом Дмитриевичем. Он погиб в 1943 году в Белгородской области.
Экскурсовод показывает ребятам фотографию Самойлова П.Д. и его письма.
1 вед: Нам с трудом удалось разобрать содержание писем, так как листочки оказались потертыми, некоторые слова размытыми, а буквы непонятными. Мы бережно держали и в руках и понимали всю ценность этих документов.
Письма Павла Дмитриевича были трогательными, нежными, ведь он
переживал за свою семью, жену, детей, хозяйство.
2 вед: Павел писал так:
«Привет с фронта! Живём там неплохо. Занимаем маленький домик.
Получил от тебя, Тоня, письмо в октябре. Не беспокойся. Нам выдали
теплое бельё, полушубки, ватные брюки, тёплые шапки, рукавицы, валяные
сапоги. Питаемся хорошо. Алик, сынок, береги мамку, заботься о ней и верь,
что войне скоро конец: германский фашизм скоро разрушится от тяжести собственных преступлений. Развернётся второй фронт, наши силы возрастут, истощатся вражьи силы! Тоня, прошу маму перевезти жить с вами, так ей будет легче переносить трудности, а мне станет спокойнее на душе. Люся, доченька, ты молодец, что продолжаешь хорошо учиться! Вот кончится война, и ты поступишь в музыкальную школу, а может, даже станешь хорошей пианисткой. Время – час ночи. Кончаю писать. Крепко целую вас, дорогие мои! Верьте, что скоро вернусь с победой.
14.11.41 г. До свидания. Ваш Павел».
1 вед: Ребята, что вы услышали из этого письма? Как жили солдаты?
О ком беспокоился Павел?
2 вед: В письме, которое вы сейчас услышали, есть все: и переживания
за жизнь близких, и любовь к каждому из них, и вера в победу над врагом, и стойкость настоящего защитника Родины!
Звучит песня Н. Богословского и В. Агатова «Темная ночь» (1 куплет)
1 вед: Письма обязательно просматривались военной цензурой, чтобы не дать возможности врагу по содержанию личной переписки получить сведения о нахождении частей, их вооружении. Строчки с важной информацией, военными данными вымарывались чёрной краской. Ставился штамп: «Проверено военной цензурой» или «Просмотрено военной цензурой».
2 вед: По данным управления военно-полевой почты, в годы войны было написано шесть миллиардов писем, ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем.
1 вед: В следующем письме Павла Самойлова родным мы читаем:
«11 сентября 1942 года. Коммунистический привет с фронта отечественной освободительной войны, Вам, нашим ближайшим помощникам в борьбе против гитлеровских оккупантов. Тоня,
письмо твоё получил вместе с письмами Петра Афанасьевича и матери с
Катериной. Вчера получил письмо от Нюши из Ленинграда. Она пишет
мало, но только лишь о том, что ей необходимо уехать из Ленинграда. На
дорогу надо не менее 1000 рублей. Я посылал её два раза по 200 рублей.
Получила или нет – не знаю. Ничего не пишет. От Кости также получаю
письма. Алик опять начинает обижать Люсю. Вот это уже нехорошо.
Люся ведь не фашист. А обижать надо фашистов. А Люся наша. Так что
воевать с ней нельзя. Видимо, Люся уже опять в школу пошла. Алик,
наверное, остаётся один. Чтобы ему не было скучно – пришлю лошадку.
До свидания! Ваш Павел».
2 вед: Каким спасением были фронтовые письма во время войны! Они долетали, будто весточка, с той далёкой, военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и очень дороги для нас.
Звучит песня К. Листова и А.Суркова«В землянке»
1 вед: Дороже Родины и семьи у Павла Самойлова никого не было. Поэтому после боя, в момент передышки, он тут же садился писать домой. Письма родных его поддерживали, придавали ему силу и уверенность в победе.
«Добрый день, Тоня, Люся, Алик, Нюша и все-все родные и знакомые.
Сейчас собираюсь умыться в бане и поехать верхом до дивизии, поеду мимо
почты, и поэтому решил написать Вам коротенькое письмо. Тоня, я рад за
твои успехи на посевной. Мы в настоящее время на учебу. Покамест еще не
наступали, но кажется должны скоро врезать белофиннам. Время близится
к разгрому гитлеровских бандитов. Провели выводку лошадей. Кони наши в
настоящее время выглядят превосходно. Сытые, веселые и сильные. С
этими конями не страшны переходы, мы готовы бить белофиннов. Получил
письмо от Люси, в котором она пишет уже о том, что едет с Катериной в
Иркутск. Она боялась, что не найдет дороги, но все обошлось.
Из Ленинграда давно получил одно письмо от Нюши. Сообщи о том, что я ей перевел 200 рублей денег. Вот уже я вымылся в бане. Седлают мне моего Охотника, и я еду в дивизию. Ждем, когда пойдем в наступление на этого проклятого врага. Вот так, Аркадий Павлович и Луиза Павловна, мы живем на фронте. Скоро, видимо, повстречаемся, покатаемся на лошадках.
Гитлеровцам осталось недолго топтать нашу священную Землю. Живем сейчас в палатке, имеем хорошую койку с пружинной сеткой, так что покамест не война, а работа в условия хкурорта. Встали - занятия, работа, обед, занятия вновь. Так и летят дни за днями. Сейчас тороплюсь писать.
В общем, мне как-то уже по привычке последнее время жизнь на ходу. Теперь еще работа парторгом тоже нагрузочна. Так и летят незаметно дни за днями. Ну, покамест, до скорого свидания. Готовьтесь к наступлению на урожай. Крепко жму всем руки. Ваш Павел».
2вед: О чем вы узнали из этого письма? Почему письма невозможно читать без волнения? Какой фразой заканчиваются все
письма? Что это может значить?
В музее есть не только письма, но и почтовые карточки Самойлова П.Д. (показываем ребятам)
1 вед: Война коснулась каждого советского гражданина. На фронт уходили отцы, сыновья, старые и молодые. В минуты отдыха бойцы читали письма из дома, вспоминали родные края, своих любимых, мам и писали им нежные и ласковые слова.
Инсценировка стихотворения Асадова «Письмо с фронта». Выходят два мальчика - экскурсовода в одежде солдат.
1экск: Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
2 экск: "Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновий привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!..
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!"
(Асадов. «Письмо с фронта»)
2 вед: У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что весточка с фронта приходила после того, как пришла похоронка. И матери, жёны, сестры верили, что она пришла по ошибке. И ждали. Годами. Десятилетиями.
1вед: В нашем музее есть ветхое, потертое до дыр письмо участника Великой Отечественной войны, Ивана Пронина, своей жене и детям, которое передала в музей школы учитель Рамзаева В.А.
В их семейном архиве от дедушки сохранилось только одно письмо. И всё..
Ни фотографии, ни вещей…
Показываем письмо Ивана Пронина
2 вед: Мы аккуратно раскрываем этот треугольник, а прочитать почти ничего не можем. Строчки размыты, слова непонятны. Держим его в руках и понимаем, насколько долгожданным было письмо для жены и детей Ивана Пронина. Из отдельных фраз, которые мы сумели разобрать, мы узнали, что Иван очень беспокоился о семье. Он писал о своей фронтовой жизни мало. Письмо заканчивалось просьбой к жене беречь детей и верить: он скоро вернется домой с победой.
1 вед: Что взволновало вас в этом письме? Что общего в письмах Павла Самойлова и Ивана Пронина?
2 вед: Всю войну жена и дети ждали возвращения с фронта рядового Пронина. После войны из рассказа друга родные узнали о гибели Ивана.
Он пал смертью храбрых, защищая Родину, но в сердцах родных навсегда остался живым.
1 вед: Если я не вернусь, дорогая, Нежным письмам твоим не внемля, Не подумай, что это - другая. Это значит... сырая земля.
Но вернусь... И на письма отвечу,
Нет, я верю — не дуб в полумгле,
Не разлука, а нежная встреча
Сильных ждет на родимой земле!
(И. Уткин «Если я не вернусь, дорогая»)
2 вед: Ребята, есть ли у вас в семье фронтовые письма? А фотографии ваших прадедушек или другие реликвии? Почему об этом важно знать? Почему к ним надо бережно относиться?
1 вед: Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, исписанные карандашом, листочки с поблёкшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной – как их ждали! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании, как один из символов той грозной эпохи.
2 вед: Они – как люди.
Могут плакать и смеяться,
Без стука в любой дом войти.
А могут где-то по дороге затеряться,
Рассыпаться в пыли и не дойти...
1 вед: Их ждут.
Встречая, радостно распахивают двери...
Слезу смахнув, их с нежностью целует мать.
И, опустив перед иконой на колени,
С тревогой в сердце ждёт опять...
2 вед: И сын напишет те слова простые,
Что успокоят старенькую мать...
Домой спешите, письма фронтовые!
Остался б жив, кто будет их писать...
1 вед: Находясь в аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.
2 вед: Письма с фронта – это целый мир. Им жить и жить, письмам с фронта. Написанные простым человеческим языком, они подкупают своей правдивостью, читаются с большим интересом и волнуют сердца людей разных поколений.
1 вед: Прошу Вас, храните солдатские письма! Они и просты, и порою грустны, в них столько надежды и вечного смысла!
2 вед: Прошу Вас, храните солдатские письма – тревожную память людской доброты!
Звучит песня Л.Ошанина «Дороги» (3 куплет)
1 вед: В музее есть витрина, на которой представлены личные вещи ветеранов войны 13-ого микрорайона (показываем экспонаты).
2 вед: Кроме писем с фронта, у нас есть письмо ветерана Китаева А.С., адресованное потомкам, то есть вам, ребята (показываем письмо).
1 вед: Ученики нашей школы – активные участники акции «Письмо ветерану». Мы обращаемся к ветеранам со словами благодарности за чистое небо, мир, радость, подаренные нам.
Показываем письма ветеранам
2вед: Мы помним и чтим героев Великой Отечественной, хотим быть похожими на них, учимся у них мужеству, отваге, преданности Родине.
1вед: Вот одно из писем благодарности ветеранам Великой Отечественной:
«Предрассветным майским утром - вслушайтесь в тишину. Когда утихнут залпы салюта, когда стихнут победные крики – УРА! – взгляните на небо и вслушайтесь в тишину. Это небо, чистое, тихое, - это дар нам, дар наших бессмертных героев. Дар прадедов, дедов, отцов, дар матерей и бабушек, дар всех тех, кто положил жизнь в боях за Родину, и всех тех, кто, прорвавшись через огонь войны, вернулся домой с Победой.
Мы помним и чтим их всех. Каждому – вечная память. Вечная слава. Каждому герою, каждой героине, всем, кто боролся за Родину – вечная благодарность.
Спасибо за мир!
Спасибо за чистое небо!
С днем Победы!
09.05.2018 г. Ученики школы 101».
1 вед: Ребята, писали ли вы когда-нибудь письмо ветерану? Попробуйте перед 9 Мая обратиться к ним с добрыми словами.
2 вед: Принимайте участие в акции «Письмо ветерану». Узнайте у родителей, есть ли в ваших семейных архивах письма с фронта, награды Великой Отечественной войны.
1 вед: Расскажите о прадедушках и прабабушках в годы войны. Пусть ваши истории услышат одноклассники и другие ученики школы.
2 вед: Экскурсия закончена. Спасибо за внимание!