Анализ работы библиотеки и медиатеки МБОУ СОШ № 101 ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Body: 

Анализ работы библиотеки и медиатеки МБОУ СОШ № 101

ЗА  2017-2018  УЧЕБНЫЙ  ГОД

 

            Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы.Основные направления деятельности библиотеки  и медиатеки в 2017-2018 учебном году определялись целями и задачами школы. Исходя из целей и задач школы, решались следующие задачи:

- содействие учебно-воспитательному процессу через библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание учителей и учащихся;

- формирование книжного фонда и фонда электронных носителей информации в соответствии с воспитательными и учебными целями школы;

- формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения;

- содействие  патриотическому, духовно-нравственному воспитанию обучающихся и привитию навыков здорового образа жизни.

 

            Статистические показатели за 2016-2017 учебный год:

            количество читателей (чел.): 

всего       -    792       

1-9кл.   -  693

10-11кл -     54

учителя       -     45

количество посещений                           -      8 510

книжный фонд (экз.)                                -      8 620         

фонд учебников (экз.)                              -      9 380         

количество книговыдач учебников (экз.) -   9018

 

В медиатеке проводилось накапливание, систематизирование по предметам, разделам и темам педагогической информации. В настоящее время медиатека располагает фондом электронных носителей в количестве 840 штук. Из них:

электронные приложения к учебникам – 798

электронные энциклопедии – 13

тренажеры – 5

практические курсы – 12

образовательные программы – 12

Кроме того, имеются материалы на иных носителях: видеокассеты – 35.

Как недостаток можно отметить,  что фонд электронных носителей необходимо постоянно расширять, приобретать  новинки, т.к. вводятся  стандарты нового поколения, перед школой ставятся новые задачи: усиление гражданской и патриотической  воспитанности, пропаганда здорового образа жизни.

Работе с учебниками библиотека уделяет особое внимание.За прошедший учебный год было получено и обработано 1470 экз. новых учебников. Учебники  были получены  до сентября и выданы учащимся своевременно. Основной заказ на учебники  из средств областного бюджета в прошедшем учебном году  выполнен   полностью.  В целях более полного обеспечения учащихся учебниками использовался  межбиблиотечный обмен со школами № 157, 32, 95, 99, 47, 128. А также школа закупила учебники  на свои  средства на сумму 6.000 руб. Средняя обеспеченность учебниками по школе составила 12,6 экз.  или 100%. Несмотря на то, что обеспеченность учащихся учебниками достигла 100%, но очень много ветхих учебников на 1,2,9,10,11 параллелях.

       Совместно с администрацией школы и руководителями МО в январе 2017 г. был составлен перечень учебников на 2017-2018 учебный год. Был составлен заказ из средств областного бюджета на приобретение  школьных  учебников  в соответствии с УМК школы в количестве 1455 экз. на сумму 469.346 руб. 90 коп.

В конце учебного года  списано 1201 экз. учебников  как морально устаревшие и по ветхости.  Многие из них розданы учащимся  и учителям для повторения и подготовки к олимпиадам и экзаменам. В настоящее время морально устаревших учебников в фонде нет.   В апреле2017 г.был оформлен стенд «Информационный перекресток: библиотека и медиатека»  с подробной информацией для родителей о наличии учебников в фонде и правилах пользования ими. Сведения об учебниках  размещены на официальном школьном сайте.              

       Для улучшения обеспечения бесплатными учебниками предлагается на будущий учебный год:

- активнее использовать обмен учебниками с другими школами;

- закупать учебники на внебюджетные средства школы в большем количестве.

Основной целью в работе с учебниками ставится задача: достичь 100% обеспеченности обучающихся учебниками с грифом ФГОС с 1 по 9 параллель. Несмотря на то, что работе с учебниками уделялось особое внимание, но есть и недостатки в работе: фонд учебников быстро ветшает, т.к. учащиеся небрежно относятся к школьным учебникам, а библиотекарь не достаточно уделяет внимания работе по сохранению учебного фонда. Не было рейдов в классы по проверке сохранности учебников и бесед на эту тему, а также не было тесного контакта с классными руководителями в вопросах сохранения школьного фонда учебников.

            Работа с читателями осуществлялась через массовые и индивидуальные формы: выставки, обзоры, викторины, групповые и индивидуальные беседы. Целью проводимых мероприятий было привлечение читателей в библиотеку; расширение кругозора, знакомство учащихся с  научно-познавательной, художественной, социально-политической литературой; выявление и удовлетворение их читательских запросов.

Педагог-библиотекарь  школы в течение  всего года проводила внеурочные занятия по основам духовно-нравственной культуры во  2 и 3  классах по учебнику  Г. Шестуна«Духовно-нравственная культура России».  На занятиях учащиеся получили  целостное представление о  культуре православия, об основных нравственных понятий в православии: человек и мир, добро и зло, любовь и милосердие, православные праздники, христианские святыни. Все темы курса раскрывались с учетом национальной культуры, традиций и культурно-исторических особенностей нашей страны, для учащихся это своеобразные уроки нравственности. Задачей этого курса являлось: формирование у детей  мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы, развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

С целью продвижения чтения библиотека принимала участие в VII городском конкурсе «Наша школьная библиотека», где 5 учащихся были награждены грамотами за рисунки по прочитанным книгам.  

        Работа школьной библиотеки проводилась по формированию экологической культуры, что позволилоприблизить обучающихся к пониманию злободневности экологических проблем. Школьная библиотека помогла провести  в 1б, 1в, 2 б, 4б, 6в, 7в классные часы, посвященные экологическому проекту «Наша школа за раздельный  сбор!».   Проведена акция по сбору макулатуры «Чистая страна». Книжный фонд  библиотеки по экологическому воспитанию позволил оказать помощь учителям и учащимся при подготовке к олимпиадам по экологии, классным часам и внеклассным мероприятиям, в подборе литературы, нахождении информации, организации книжных выставок. В течение года были организованы выставки «Сохраним природу - сохраним жизнь», «Мои домашние любимцы», «Редкие и исчезающие животные». 

Библиотека ведет целенаправленную работу по патриотическому воспитанию учащихся,

оказана помощь в подготовке и проведении праздника ко Дню защитника Отечества. Ко  дню Победы библиотека успешно провела акцию «Читают дети о войне». Самыми многочисленными участниками этой акции были дети  с 1 по 4 класс.

         В течение всего учебного года школьная библиотека сотрудничала с филиалом № 7 детской библиотеки и библиотекой семейного чтения  № 21 на основе совместных договоров с целью создания единого образовательно-воспитательного процесса. Совместная работа проводилась по плану. Большая  помощь школе оказана в работе  с учащимися ГПД, сотрудники библиотеки № 7 проводили обзоры, викторины,  литературные  утренники по творчеству детских писателей.

 Особенно большую помощь оказывали библиотеки района в работе с городским  школьным  летним лагерем. Мероприятия проводились  интересно, дети с удовольствием посещали детский читальный зал библиотеки № 21. Библиотека № 7  предоставляла свои фонды справочной литературы,  журналов, видеопродукции (кассеты, диски).

Библиотека провела цикл библиотечных уроков в помощь овладению учащихся информационной грамотностью:знакомство со школьной библиотекой, обзор детских книг, познавательная литература для детей, обзор детских журналов, урок знакомства со словарями, справочниками, энциклопедиями.

            Появилось новое направление в работе библиотеки – это библиотерапия - специальное коррекционное воздействие с помощью чтения специально подобранной литературы в целях борьбы  с  недостатками, преодоления отрицательных черт характера на примере литературных героев. Проведены совместно с классным руководителем внеурочные занятия во 1-а  и 4-в классах «Библиоаптека».

            Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформлялись разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам,так и к проведению предметных недель. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.Эффективность каждой выставки определялась последующим спросом на рекомендуемые произведения печати.

В работе с читателями также широко применялись индивидуальные формы работы.Для наиболее быстрого и полного получения информации учащиеся и сотрудники  пользовались образовательными сайтами бесплатной сети Интернет. Чаще всего дополнительный материал был востребован по предметам: литературе, географии, русскому языку, математике, истории,  биологии,  для подготовки внеклассных мероприятий, музыке,  для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ.Согласно  журналу регистрации пользователей сети Интернет за текущий учебный год производили поиск необходимой информации в сети Интернет 119 учащихся и 37 педагогов. Все  компьютеры, имеющие выход в Интернет, подключены к серверу, который  блокирует вредоносные сайты. На базе компьютеров медиатеки  классные руководители имели  возможность  работать   с электронными  журналами в АСУ РСО. В течение года осуществлялось  техническое  сопровождение  некоторых  общешкольных  мероприятий.

            Проводилась работа с педагогическим коллективом посредством выставок в библиотеке, в индивидуальных беседах  доводилась  информация о новинках учебной и методической литературы; учителям-предметникам оказывалась помощь в выборе учебных пособий.

 В читальном зале библиотеки проводилось много  внеклассных мероприятий  с использованием учебных фильмов и электронных презентаций по различным темам: «О ПДД», «О героях Отечества», «О космосе», викторины  с показом  презентации ко  всем праздникам («Масленица», «Новый год», «Рождество», «Святки», «Пасха», «День Победы»).

Школьная медиатека активно сотрудничала  с медиатеками других образовательных учреждений (МБОУ № 157,№ 133, № 32), а также пользовалась  фондом электронных носителей  библиотек (филиал № 21, 7).

 С цель повышения квалификации регулярно изучалась профессиональная периодика (журнал «Школьная библиотека», газета «Библиотека в школе»), а также были посещения  семинаровбиблиотекарей районного  МО. Школьнаябиблиотека  участвовала в видеоконференции,которую проводила Самарская областная детская библиотека.Мы были приглашены в качестве модератора для участия в  вебинаре, где  был представлен   педагогический  проект «Хорошее время читать».

В течение года работала комиссия по маркировке информационной продукции  в соответствии с возрастной классификации. Вся вновь поступающая в библиотеку литература, изданная после 1995 г. и не подлежащая исключению из поля действия закона, прошла процедуру возрастной маркировки в соответствии с рекомендациями ФЗ РФ от 29.12.2010 № 436. На стеллажах библиотечного фонда указаны знаки возрастной классификации. Отдельные положения ФЗ- № 436 и условия его исполнения разъяснялись каждому читателю.

Проводилась   работа по вовлечению актива в работу библиотеки:

• для оформительской деятельности  к мероприятиям и в библиотеке;

 • для  работы с читателями – задолжниками;

 • для ремонта книг и помощь в расстановки  фонда учебников во время летней практики;

•  для штемпелевания новых поступлений.

 

            Несмотря на всю проделанную работу  недостатков ещё много, поэтому  в следующем учебном  году ставятся задачи:

  1. Искать новые формы работы для активизации читательской активности. Вести более тесную работу с учителями для привлечения учащихся в библиотеку.
  2. Избрать актив в каждом классе для помощи в проведении рейдов по сохранности учебников.

  3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, оказывать всестороннюю помощь педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности учащихся; воспитания у детей читательской культуры.

  4. Уделять большее внимание информационной работе,  размещать больше информации о библиотеке на школьном сайте, оформлять стенды интересными материалами  о работе библиотеки и медиатеки.

  5. Принять активное участие в проведении в Российской Федерации Года  экологии.

 

Педагог-библиотекарь  МБОУ СОШ № 101Скобельцина Е.В.

        30.06.2017 г.