АНАЛИЗ работы МО учителей русского языка и литературы за 2015-2016 учебный год

Body: 

                                                       АНАЛИЗ

работы МО учителей русского языка и литературы

за 2015-2016 учебный год

 

  Цель работы:

Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения ФГОС основного среднего образования, адаптации школьников к жизни в обществе;

  -создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; 

  -воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения

к правам и свободам человека, любви к Родине, семье;        

  - формирование здорового образа жизни.

 

                      Задачи МО на 2015 - 2016 учебный год:

 1. Продолжить работу по введению ФГОС в 5- 7 классах.

 2. Повысить качество образовательного процесса через использование новых педагогических технологий, формирование положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности и путём решения проблем неуспешности.

 3.Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов средствами      КПК, обменом опыта и самообразования.

 4.Продолжить использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий.

                                                                             

 2.  Методическая тема, над которой  работало МО: « Использование средств ИКТ во внеурочной деятельности в условиях внедрения  новых ФГОС».

 

                  Проведено 5 заседаний МО. Тематика заседаний:

 1.Анализ работы за 2014-15 уч.год, планирование работы  на 2015-2016   учебный год.

 2. Компетентностно - ориентированный урок в 6 классе как требование ФГОС.

 3.Использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий.

 4. Повышение  качества образовательного процесса через использование новых педагогических технологий.

5. Современный урок литературы в условиях  введения  ФГОС.

 

Вопросы, вынесенные на заседания, позволили успешно решать в течение года поставленные задачи. 

                                        Основные вопросы МО:

            - сравнительные результаты  ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку за 2014-2015 г.;

            - анализ диагностических, предаттестационных, итоговых  работ  по    русскому языку;

            - соблюдение единого орфографического режима, норм  дозировки

             домашнего задания;              

           - итоги олимпиад, конкурсов,конференций;

           - итоги проведения мероприятий, посвященных Году литературы;

          - итоги успеваемости и степень обученности  учащихся за  четверть,     

            причины неуспешности  учащихся;

            - подготовка к ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку, литературе;

            - работа по темам самообразования;

            - прохождение программы, качество преподавания.

 

3. Качество преподавания в 2015-2016 уч. году.

 

                                           Русский язык

Ф.И.О. учителя

начало года

конец года

год

% увеличения,

снижения

1.

Синева С.Н.

 

40%

46,6%

45,3%

увеличение -

6,6 %

2.

Языкова И.Н.

 

53,7 %

62,5%

58,5%

увеличение-  8,8%

3.

Козачек У.В.

 

 64%

69,5%

68,3%

увеличение-  5,5%

4.

 

Рамзаева В.А.

 

55%

58,8%

53,8%

увеличение-  3,8%

5.

Быкова Н.Ю.

67%

76%

 76%

увеличение-   9%

     Общий % по МО

 

55,6%

62,6%

60,3%

увеличение-   7 %

 

                                                         Литература

Ф.И.О. учителя

начало года

конец года

год

% увеличения,

снижения

1.

Синева С.Н.

 

69,3%

89%

87,7%

увеличение-

19,7 %

2.

Языкова И.Н.

 

83,3%

85,7%

80,5%

увеличение-

2,4%

3.

Козачек У.В.

 

92 %

91,5%

91,5 %

снижение-

0,5 %

4.

Рамзаева В.А.

 

75 %

86,3 %

80,4 %

увеличение-

11,3%

5

Быкова Н.Ю.

83 %

83 %

80 %

---------------

      Общий % по МО

 

80,4 %

 87,1%

84 %

увеличение-6,7%

 

Результаты: - положительная динамика качества преподавания:

- Языкова И.Н.: рус. язык - 8,8%; литер.-  2,4%

- Синева С.Н.:   рус.  язык - 6,6%; литер.- 19,7%

- Быкова Н.Ю.: рус. язык -  9 %,

- Козачек У.В.: рус.  язык – 5,5%;

-Рамзаева В.А.: рус.  язык – 3,8%; литер.- 11,3%

 

Общий % качества преподавания МО в 2015-2016 г.:  повышение  по  русскому

языку на 7 %,  по литературе на 6,7%.

Отрицательная динамика качества преподавания отсутствует.

 

Сравнительные  результаты работы МО за 2014-2015 год и 2015-2016 год

показали положительную динамику  по русскому языку (на 6 %) и литературе

(на 6 %) (см. таблицу «Динамика качества преподавания»).

 

Выполнение программы

Программа по русскому языку и литературе выполнена во всех классах, кроме

5 В кл. (учитель Быкова Н.Ю.). В этом классе отставание по русскому языку на 9 час.,(161 час вместо 170 ч.), по литературе на 4 часа  (98 ч. вместо 102 ч.).

             

Итоги диагностических, контрольных  работ по русскому языку в 5-9 классах выявили наиболее часто встречающиеся ошибки в орфограммах:

  - правописание безударной  гласной в корне слова,

- правописание «не» с частями речи,

- правописание суффиксов частей речи,

- правописание окончаний глаголов.      

Ошибки в пунктограммах:

- знаки препинания в осложненном предложении (причастные, деепричастные обороты);

- знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

            По темам-пробелам учителя проводят следующую работу:

- индивидуальная работа с учащимися;

-  зачеты по пробелам;

- подбор дифференцированных заданий.

 Учителя: Рамзаева В.А., Языкова И.Н., Синева С.Н. ведут технологические карты учета знаний учащихся.

           

Внеклассная работа была посвящена Году литературы.

Во всех классах в первом полугодии были проведены различные мероприятия, посвященные юбилеям писателей, поэтов, произведений.

 

Классы

                          Тема мероприятия

Дата

4-11

 

Школьный этап  Всероссийского  конкурса сочинений по литературе. Победители школьного этапа: Петрова А. 7Б, Регэций К. 8 А, Кабанова Е. 5 Б, Евдокимова В. 11 А.

Призеры районного этапа: Кабанова Е. 5 Б, Евдокимова,11А

(уч. Козачек У.В., Рамзаева В.А.).

 

15

сент.

5-9

Внеклассное чтение «Мои любимые рассказы А.П.Чехова»

Ребята делились впечатлениями от прочитанного, писали отзывы о рассказах.

 

17 сент.

5-7

Просмотр спектакля «Левша» (постановка  детского театра 

г. Тольятти)

11 сент.

7-8

Викторина «В мире героев А.П.Чехова»  прошла интересно, разнообразно (уч. Языкова И.Н.)

 

 

18 сент.

5кл.

 

 

4 А

Читательская конференция «Кто такие тимуровцы?»

 (По повести Гайдара «Тимур и его команда») (уч. Быкова Н.Ю.).

 

Праздник «Посвящение в тимуровцы», подготовленный активом шк.музея, стал важным событием в жизни 4А класса(уч.Языкова)

 

24 сент.

 

3 окт.

5-9

Конкурс чтецов «Закружилась листва  золотая»

(к 120-летию С.Есенина). Участники конкурса были хорошо подготовлены. Они исполняли стихотворения Есенина в музыкальном  сопровождении, используя презентации.

Победители школьного конкурса: Петрова А., Семенова А.,7 Столяров Д.,5 А(уч. Языкова И.Н.);  Булатов,6В, Бунтова,8А, Валиева, Мартемьянов,9 Б(уч. Синева С.Н.).

По итогам конкурса были созданы  видеоролик и презентация.

Во Всероссийском  творческом конкурсе «Мой Есенин»(для педагогов), в номинации  «Видео и фотографии школьного конкурса»,  Языкова И.Н. заняла 1 место.

 

29 октяб.

10-11

Дебаты «Аудиокнига, электронная или обычная. Что лучше?»

Активно и интересно прошли  дебаты среди старшеклассников. Однозначных ответов на предложенные вопросы не получено.

(уч. Рамзаева В.А.)

22

октяб.

 

5, 7

 

 

Час поэзии «По дорогам войны» (к 100-летию К.Симонова)

(уч. МО).Были представлены презентации по теме, прозвучали стихи Симонова.

 

12 нояб.

6

Внеклассное чтение «История одного стихотворения «Жди меня»

(уч. Рамзаева В.А.)

13 нояб.

8-9

 

Беседа «Жизнь и творчество К.Симонова» (уч. Синева С.Н.).

Во время беседы были использованы фрагменты документ. фильма о творчестве Симонова.

 

14 нояб.

 

10-11

Лекция «Проза  послевоенного десятилетия К.Симонова»

 (уч. Рамзаева В.А.)

 

16 нояб.

7-10

Просмотр спектакля  «Дело №0»  (по произв. Чехова).

 нояб.

4-8

Конкурс бук трейлеров «Портрет любимой книги»

 (уч. Козачек У.В.)

 

17 нояб.

6-7

 

Интерактивная лекция «В поисках живого слова», посвященная  дню рождения В.Даля. Во время лекции были использованы  презентация, видео,  проведены с учениками лингвистические игры, конкурсы (уч. Синева С.Н.).

 

 

20 нояб.

5-8

Школьная дистанционная викторина «В мире литературы».

Победители: Саченко  Софья, Барутто Полина, 8 А, Романова Ксения,6В (уч.Синева С.Н.),  Ларионова Юлия, Моисеев Д,7 Б

(уч. Языкова И.Н.)

 

 

8-11 дек.

 

4-11

Кл. часы «Любимых книг знакомые приметы» (итоги Года литературы). Награждение победителей конкурсов, викторин.

14-18 декаб.

 

 

В течение полугодия на стенде и на сайте школы в форуме «Русский язык» была представлена необходимая информация, отражались результаты викторин и конкурсов,  победы учащихся и классов, размещалась лучшие работы, фотографии.

 Вся  проделанная работа способствовала формированию интереса к русскому языку и литературе у многих  учащихся школы.

 

       5. Результативность работы учителей МО по развитию  творческого  потенциала  учащихся представлена в виде таблицы.

В этом учебном году отсутствуют победители Всероссийских очных олимпиад по русскому языку и литературе.     

Зато увеличилось количество победителей Всероссийских дистанционных олимпиад  по русскому языку и  литературе: 9 учеников учителя Языковой И.Н.,4 уч-ся учителя Синевой С.Н., 4 уч-ся учителя Козачек У.В., 3 уч-ся учителя Рамзаевой В.А.

    Возросло количество победителей и  призеров в научно-практических конференциях, поэтических, интеллектуально- творческих  смотрах и конкурсах разного уровня  (учителя  Синева С.Н., Рамзаева В.А., Языкова И.Н.). Творческий потенциал учащихся раскрывается также в смотрах и конкурсах историко-краеведческой и социально-значимой направленности.

     По итогам научно-практических конференций, смотров и конкурсов  у учителя Синевой С.Н. 17 победителей и 5 лауреатов, у учителя Языковой И.Н.

14 победителей и 2 лауреата, у учителя Рамзаевой В.А. 5  победителей и 1 лауреат, у учителя Козачек У.В. 4 победителя.

                           Всего победителей и лауреатов:

-Всероссийские дистанцион. олимпиады- 20 победителей

-Районная краеведческая олимпиада- 1 поб.

-Районная, городская научно-практич. конференции - 6 победит.,3 лауреата

-Всероссийские творческие конкурсы – 4 победит., 1 лауреат

-Городские творческие конкурсы - 4 победит., 3 лауреата

- Районные творческие конкурсы-  5 победит., 4 лауреата

 

Данные результаты подтверждают систематическую плодотворную работу учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися (см. таблицу «Участие педагогов, учеников в смотрах, конкурсах, олимпиадах 2015-2016 г»).

  

  Все учителя МО используют школьный сайт (форум «Русский язык») , АСУ РСО для работы с учащимися: размещают  задания по литературе, тесты по русскому языку, лучшие творческие работы, стихотворения, отзывы, презентации учеников, отражают итоги проведения конкурсов, олимпиад.

    Публикации:

Рамзаева В.А. - (в сборник ЦРО) статья «Творчество Б.Екимова в школе».

Электронные публикации на сайте ЦРО: «Подготовка к сочинению по литературе», «Итоги второго всероссийского форума «Русский мир».  «Итоги московского методического фестиваля» (публикация на сайте)

 

     Конкурсы для педагогов: Языкова И.Н. – победитель всероссийского конкурса для педагогов  «Мой Есенин»  (номинация «Видео и фото»).

Рамзаева В.А.- победитель  очных Московских методических чтений,                        лауреат  всероссийского конкурса  педагогических эссе.

Козачек У.В.-участник  очных Московских методических чтений.

 6. Инновации, используемые на уроках русского языка и литературы:

- технология критического мышления;

- технология «Портфолио»;

- технология проекта;

- технология «Дебаты»;

- технология творческих мастерских;

- ИКТ; ЭОР;

- использование элементов дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ,ОГЭ.

 7. Курсовая подготовка: все учителя МО прошли курсы СИПКРО: 

«Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку» ,

 «Педагогические технологии достижения планируемых образовательных  результатов в аспекте требований ФГОС» ,                                                         «Средства организации учебно- речевой деятельности».

Семинары: Рамзаева В.А. участвовала на  всероссийском  форуме «Русский мир» ( выступление на круглом столе),  проводила вебинар  «Итоги московского методического фестиваля», городские семинары  на базе ЦРО: «Подготовка к сочинению по литературе», «Концепция преподавания русского языка и литературы».

 Квалификация: ------------

  (см. таблицу «Повышение квалификации, публикации…»).

 

   В МО хороший микроклимат, постоянный обмен опытом работы,

взаимопомощь, отсутствие проблем между преподавателями русского языка.

8. Поставленные  на 2015-2016 учебный год задачи в основном выполнены.

 

                    

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

на 2016-2017 учебный год

 

ЦЕЛЬ:

            Формирование всестороннего развития личности ребёнка и социализации молодежи на основе усвоения федерального  компонента государственных стандартов, формирования ключевых компетентностей обучающихся, адаптации  школьников к  жизни в обществе, создание основы для  осознанного выбора и  последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к Родине, семье, формирование  здорового и безопасного образа жизни.

 

ЗАДАЧИ МО:

1. Продолжить работу по внедрению ФГОС в 5 – 8 классах.

2. Повысить качество образовательного процесса через использование и освоение продуктивных педагогических технологий.

3. Продолжать повышение уровня профессиональной компетенции педагогов средствами КПК, обменом опыта и самообразования.

4. Продолжать использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий.

 

Методическая тема работы МО на 2016 -2017 уч. г.: «Метапредметные олимпиады  как новая форма оценивания образовательных результатов».

 

 

                                            Динамика  качества преподавания русского языка и литературы

                                                            за 2014-2015  и  2015 – 2016 учебные годы

ФИО преподавате-

лей

РУС. ЯЗ.

2014-2015 г.

РУС. ЯЗ.

 2015-

2016 г.

Увеличе-

   ние

 кач-ва

Сниже-       ние

 кач-ва

ЛИТЕР.

 2014-

2015 г.

ЛИТЕР.

 2015-

2016 г.

Увеличе-         ние

  кач-ва

Снижение

   кач-ва

Синева С.Н.

 

 42 %

 45%

3 %

 

 83 %

  87%

4%

 

Языкова И.Н.

 

 54 %

 58%

4 %

 

  73 %

  80%

7%

 

Козачек У.В.

 

 65 %

   68%

3 %

 

 80%

  91%

11%

 

Рамзаева В.А.

 

 57%

 

  53 %

 

 

4%

 

  76%

 

  80 %

 

4% 

 

Быкова Н.Ю.

 

-------

 76%

 

 

--------

  80%

 

 

Общий % МО

 

54 %

 60 %

6 %

0%

   78 %

  84%

 6%

0 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

Сравнительные  результаты работы МО за 2014-2015 год и 2015-2016 год показали положительную динамику

 по русскому языку (на 6 %) и литературе (на 6 %).

 

План работы МОучителей русского языка

и литературына 2016 -2017 учебный год

 

ЦЕЛЬ:

            Формирование всестороннего развития личности ребёнка и социализации молодежи на основе усвоения федерального  компонента государственных стандартов, формирования ключевых компетентностей обучающихся, адаптации  школьников к  жизни в обществе, создание основы для  осознанного выбора и  последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к Родине, семье, формирование  здорового и безопасного образа жизни.

 

ЗАДАЧИ МО:

 

1. Продолжить работу по внедрению ФГОС в 5 – 8 классах.

2. Повысить качество образовательного процесса через использование и освоение продуктивных педагогических технологий, формирование положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности.

3. Продолжать повышение уровня профессиональной компетенции педагогов средствами КПК, обменом опыта и самообразования.

4. Продолжить использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий.

 

 

ЗАСЕДАНИЯ  МО учителей русского языка и литературы

на 2016 -2017учебный год

 

Август

 Темы, вопросы  заседаний

Ответственный

1. 

Анализ работы МО за 2015-2016учебный год.

Языкова И.Н.

 

 

2. 

Утверждение плана  работы  на новый учебный год.

3.

Утверждение рабочих программ на 2016-2017 г.

4.

Утверждение методической темы работы на 2016-2017г

Разработка положения о проведении метапредметных олимпиад.

Рамзаева В.А.

5.

 

Итоги экзаменов. Сравнительный анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ  по школе, району, городу.

Рамзаева В.А.

 

Ноябрь

1. 

Сообщение «Метапредметные олимпиады  как новая форма оценивания образовательных результатов.

Итоги  предметных и метапредметныхолимпиад».

Рамзаева В.А.

2. 

Обмен опытом работы по подготовке  учащихся 9, 11 классов к ЕГЭ, ОГЭ  по русскому языку.

Синева С.Н.

3. 

Анализ диктантов за 1  четверть. Итоги мониторинга.

Языкова И.Н.

4. 

Итоги успеваемости и степень обученности учащихся за 1 четверть.

5.

Итоги прохождения программы.

Языкова И.Н.

 

Январь

1. 

Сообщение  «Профилактика неуспеваемости и второгодничества. Работа со слабоуспевающими».

Козачек У.В.

2. 

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Рамзаева В.А.

3. 

Анализ результатов диагностических работ по русскому языку за 2 четверть.

4. 

Анализ тестирования по ч. «А, В» в 9 - 11 классах.

Синева С.Н.

5. 

Итоги успеваемости и степень обученности учащихся за 2 четверть.

Языкова И.Н.

 6.

7.

 

Итоги прохождения программы.

Перечень учебников  русского языка и литературы на 2017-2018 год

 

 8

Планирование  предметной декады

 

 

Март

1. 

Доклад ««Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».

Синева С.Н.

2. 

Итоги проведения  предметной декады.

Языкова И.Н.

3. 

Изучение инструкций по проведению ЕГЭ,ОГЭ

Рамзаева В.А.

4.

Анализ результатов диагностических работ за 3 четверть. Итоги мониторинга ЦРО.

Языкова И.Н.

5.

Итоги успеваемости и степень обученности учащихся за 3 четверть.

6.

Итоги прохождения программы.

 

Май

1. 

Обмен опытом работы по темам самообразования.

Учителя  МО

2. 

Анализ предаттестационных  работ в 9-11 кл.

Языкова И.Н.

3. 

Анализ итоговых  контрольных  работ по русскому языку в 5-8 классах.

4. 

Итоги успеваемости и степень обученности учащихся за 2016 – 2017г.

5. 

Итоги прохождения программы за год.

6. 

Итоги участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по русскому языку и литературе.

Рамзаева В.А.

 

 

График проведения диагностических и контрольных работ

по линии МО русского языка и литературы

на 2016-2017 учебный год

Сентябрь

Мероприятие

Класс

Срок

(неделя)

1. 

Тематическое планирование

5-11

1

2. 

Стартовые контрольные и тестовые работы по русскому языку.

5-8

9-11

 

        3

3. 

Овладение навыками сознательного, правильного, беглого и  выразительного чтения.

5

3

 

Октябрь

1.

2.

Словарные диктанты.

Диагностические работы по литературе

 

5-10

5-11

1

2

 

Ноябрь

1. 

Диагностическая  работа  по русскому языку

за 1 четверть.

5-11

1

2. 

Техника чтения, выразительность и осознанность

5-7

2

3. 

Мониторинги ЦРО по русскому языку

8-11

4

 

Декабрь

1. 

Контрольный тест по заданиям ч. «С».

11

4

2. 

Контрольные работыпо русскому языку

за 1-ое полугодие

5-8

4

 

Январь

1. 

Соблюдение единого орфографического режима в тетрадях по русскому языку.

5-9

2

2. 

Сочинение-размышление по заданию ч. «С».

10

3

3. 

Диагностические работы по литературе

 

5-9

4

 

Февраль

1. 

Срезовая работа по теме «Сложноподчиненное предложение».

9

3

2. 

Характеристика литературного героя.

7

4

Март

1. 

Мониторинги  ЦРО по русскому языку

 

8-11

2

2. 

Диагностические работы по русскому языку.

 

5-7

3

 

Апрель

1. 

Лингвистический  анализ текста

5-9

1

2. 

Тесты по орфоэпии

5-8

2

3. 

Диагностические работы по литературе

 

5-9

3

 

Май

1. 

Итоговые  контрольные работы по русскому языку.

Итоговые работы в формате ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку.

5-8

 

9-11

2

2. 

Устные зачеты по русскому языку по изученным темам.

7, 8, 10

4